Потребность в креативном менеджменте
Креативный потенциал менеджмента – это возможность и способность к реализации творческого подхода в практической деятельности, связанной с менеджментом.
Современное развитие менеджмента показывает, что сложные проблемы нельзя решить с опорой исключительно на использование базовых знаний, касающихся апробированных и рекомендованных авторитетными исследователями методик. Жизнь меняется столь стремительно, что становится все сложнее учитывать происходящие трансформации. Характер проблем, которые приходится решать менеджеру, меняется. Изменения касаются и людей, которыми управляют менеджеры, его интересов и ценностей. Ориентация этих изменений закономерно требует изменения подходов к управлению: от чисто организационного к социально-психологическому (провозглашающему приоритет человеческого фактора), а затем – к креативному.
Для современного менеджмента характерна тенденция к повышению роли интеллекта. Все сильнее менеджмент зависит от овладения приемами и углубления навыков интеллектуальной деятельности руководителями всех уровней.
Вообще в развитии общества в целом и производства в частности роль интеллектуальной деятельности неуклонно возрастает. Главная особенность интеллектуальной деятельности – необходимость определенного уровня культуры и образования у субъекта, творческого подхода и вдохновения.
В связи с усложнением процессов в современном менеджменте возрастает цена ошибок и повышается роль интеллектуальности, определяющей внедрение новых технологий и их совершенствование, а также научный подход.
Интеллектуальность бывает различной, ее особый вид – реализация творчества и осуществление между людьми творческого взаимодействия. Он находит отражение в креативном менеджменте, представляющем собой тип управления, базирующийся на творчестве персонала, творческом подходе менеджера для решения любой проблемы.
Творчеством называют поиск нестандартных, неординарных подходов, стремление увидеть будущее, раскрепощение фантазии, возможность и желание реализовать собственную индивидуальность.
Творчество не сводится к озарению (эврике), оно нуждается в исследовании проблем, тенденций, ситуаций, факторов и т.д.
Слово «потенциал» нашло широкое использование применительно к характеристике отдельного человека. Оно отражает возможность использования им различных ресурсов в их системной связи и совокупности. К таким ресурсам чаще всего относят:
- информацию,
- знания,
- опыт,
- время,
- технические средства и т.д.
В понятие «потенциал» могут быть включены и экономические ресурсы (в том числе финансовые), и социальные (уважение, поддержка, ресурс доверия), и организационные. Также ресурсом человека выступают и интеллектуально-творческие способности.
Кретивный потенциал – это свойство не только отдельной личности, но и коллектива в целом. В таком разрезе он отражает интегральный интеллект, сложившуюся творческую атмосферу и исследовательский подход, реализуемый при решении проблем.
В любой организации менеджмент можно рассмотреть с точки зрения уровня и величины его креативного потенциала, служащего одной из ключевых характеристик менеджмента.
Задачи креативного менеджмента
Современная наука определяет «креативный менеджмент» как процесс управления творческим потенциалом (применительно к руководству и рядовому персоналу), а также творческим мышлением менеджеров компании в ходе принятия и реализации управленческих решений. В его основе лежат инновационные технологии, направленные на управление креативным мышлением персонала и менеджмента. При этом под креативным мышлением понимают способность к соединению незначительных идей, со временем превращающихся в качественный результат.
Важнейшие практические задачи, на решение которых ориентирован креативный менеджмент:
- формирование экспертных групп, отвечающих за оценку разработанных ранее инновационных предложений по развитию организации и предупреждению кризисных ситуаций,
- оценка творческого потенциала персонала и менеджмента организации и интегрированного показателя потенциала организации,
- создание временных творческих коллективов для групповой разработки новых решений и продуктов,
- определение приемов, операций и методов, необходимых для оперативного и качественного решения возникающих нестандартных задач,
- анализ мотивационных установок, преобладающих в организации, и их использование для творческого процесса.
Уровень креативной подготовки менеджера определяется скоростью его адаптации к возникающим ситуациям, принятия нестандартных и нетривиальных управленческих решений, способствующих выводу компании из кризиса. Постоянное ведение инновационной деятельности заставляет менеджера преодолевать стереотипы профессионального мышления и поведения, подталкивает его к использованию собственного креативного потенциала и потенциала компании в максимальной степени в процессе принятия управленческих решений.
Креативный менеджмент является инструментом управления творческим потенциалом руководства и персонала. Он обладает собственным специфическим инструментарием.
Под инструментарием креативного менеджмента понимают совокупность приемов, методов и операций разработки и реализации нестандартных, оригинальных и нетрадиционных идей.
В процессе принятия креативных управленческих решений можно выделить следующие шаги:
- сбор информации,
- выработка идей,
- оформление идеи,
- комбинирование – соединение полученной оригинальной идеи с другими, более традиционными, что позволяет углубить значение разрабатываемой идеи,
- представление идеи заинтересованным сторонам.
В последние годы все чаще речь идет о необходимости постановки на поток генерации инновационных идей. Это выразилось в создании «фабрик стартапов».