Артур Томпсон – американский экономист, специализируется в сфере стратегического менеджмента. Совместно с коллегой Артуром Стриклендом выпустил серию книг по стратегическому менеджменту, считающиеся классическими учебниками в данной области.
Начало карьеры
Томпсон получил степень бакалавра по экономике в Университете Теннеси в 1961 г., а в 1965 г. в том же университете получил докторскую степень. Затем три года работал на факультете экономики в Техническом колледже Вирджинии в качестве преподавателя. Также он работал в Колледже коммерции и бизнес-менеджмента при Университете Алабамы (в целом проработал в данном колледже 24 года). Посещал семестровые семинары в Гарварде в 1974 и 1982 гг. в качестве приглашенного преподавателя по менеджменту.
Специализация
Томпсон специализируется в сферах бизнес-стратегий, конкуренции и анализа рынка, экономики крупных предприятий. Он опубликовал свыше 30 статей по бизнесу в 25 различных специализированных изданиях, а также изданиях, посвященных торговле. Тейлор является автором и соавтором пяти учебников и четырех компьютерных симуляторов различных бизнес-ситуаций, на основе которых студенты и предприниматели изучают стратегический менеджмент.
Томпсон часто выступает как лектор и консультант по стратегическому менеджменту, решает различные стратегические проблемы. Часто его приглашают в организации для решения вопросов, связанных с промышленной реструктуризацией, конкуренцией, потребительского выбора, отладки регуляционных процессов в управленческом аппарате.
Вне работы в университете Тейлор работает с крупными энергетическими компаниями по всему миру, разрабатывает системы повышения квалификации управленческого аппарата.
Концепция стратегического процесса
В своих книгах Томпсон описывает стратегический процесс в организации как ряд следующих этапов:
- Определение стратегической концепции, миссии компании.
- Разработка целей организации.
- Формулирование стратегии.
- Внедрение стратегии в повседневную практику, ее реализация.
- Анализ результатов, контроль изменений, корректировка действий при необходимости, пересмотр стратегии при необходимости.
- Возвращение к пунктам 1-4 в зависимости от ситуации.
Определение стратегической концепции подразумевает анализ ситуации, рынка, специализации компании, ее размеров, внутренней среды, ближайших конкурентов, потребителей, партнеров. В формулировку включается глобальная миссия организации, помогающая компании сориентировать направление своей деятельности.
Разработка целей происходит после определения стратегической концепции, цели могут представлять из себя дерево целей, затрагивающее разные уровни работы компании (тактический – на ближайшие несколько месяцев или лет, оперативный – на ближайшие недели или месяцы).
При разработке стратегии необходимо ответить на вопросы: «Какими способами достичь заданных целей». Проводится анализ альтернатив, выбирается наиболее подходящая стратегия.
На этапе внедрения теоретические стратегические разработки трансформируются в конкретные действия или набор мероприятий.
Под оценкой подразумевают пересмотр нынешних результатов, корректировка глобального видения ситуации с учетом наработанного опыта. Данные этапы разграничены по содержанию, но их решение представляет из себя единую концепцию.
Многие аспекты этапов взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому разработка стратегии – не жесткий алгоритм, он допускает возврат к предыдущим этапам или опережение некоторых пунктов ради достижения целей.