Краткая история появления врачебных школ в Древней Греции
На становление и развитие медицины очень большое влияние оказало государство Эллада (Древняя Греция).
Где изначально зародилась медицина, остается неясным до сих пор, но можно с уверенностью говорить о том, что медицина, как наука, развивающаяся на доказательствах и открытиях, начала свое существование именно в Древней Греции. Одним из подтверждений этого являются медицинские термины - практически все они имеют греческое или латинское происхождение.
В течение достаточно продолжительного временного периода врачевание в Древней Греции оставалось исключительно семейной традицией, и только в начале классического периода произошло расширение рамок семейных школ. В них стали принимать учеников, не являвшихся членами данного рода. Это положило начало развитию передовых врачебных школ того времени.
Первыми наиболее известными школами были родосская (остров Родос, расположенный в восточной части Эгейского моря) и киренская (город Кирена на севере Африки). Вскоре они обе исчезли, до наших времен почти никаких сведений о них не дошло.
Позднее появились кротонская (город Кротон, располагавшийся на юге территории современной Италии), книдская (город Книд, располагавшийся в Малой Азии, на ее западном побережье), сицилийская (остров Сицилия) и косская (остров Кос, расположенный в восточной части Эгейского моря) школы, каждая из которых имела свою философию. Они и составили славу древнегреческой медицины.
Характеристика кротонской и книдской медицинских школ Древней Греции
Своего расцвета кротонская врачебная школа достигла еще в VI веке до н.э.
Одним из выдающихся деятелей кротонской школы является философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (VI-V вв. до н.э.). Ему принадлежит открытие перекреста зрительных нервов и слухового канала (позднее названного евстахиевой трубой), головной мозг он писал как орган познания также ему принадлежат описания причин некоторых заболеваний, связанных с истечением лишней слизи.
Основные достижения и тезисы кротонской врачебной школы: организм представляет собой единство противоположностей; здоровье организма является результатом равновесия противоположных сил: влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и т.п., если же какая-то сила становится господствующей, развиваются болезни; противоположное можно излечить только противоположным (это тезис часто приписывают Гиппократу).
Выдающимся представителем книдской школы является Эврифон, современник Гиппократа, автор множества медицинских сочинений.
Достижения и тезисы книдской медицинской школы:
- Активное развитие учения о четырех телесных соках (крови, слизи [флегме], светлой [желтой] желчи, черной желчи). Этим жидкостям организма соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Согласно этому учению, здоровье организма является результатом благоприятного смешения всех телесных соков, а их неблагоприятное смешение, наоборот, является причиной большинства болезней. Позже на основе этого учения о соках организма была сформирована гуморальная теория, которая просуществовала в медицине вплоть до XIX века, хоть и с некоторыми изменениями.
- Представители этой школы внесли значительный вклад в схематизацию лечения.
- Как продолжение традиций египетских и вавилонских врачей представители книдской школы активно развивали учение о симптомах (признаках) болезней, а также их диагностике, включая метод выслушивания, с помощью которого было открыто явление плевретического трения.
Характеристика сицилийской и косской медицинских школ Древней Греции
Сицилийскую врачебную школу, по сообщениям Галена, основал Эмпедокл из Акраганта (около 495-435 гг. до нашей эры), который был врачевателем, политиком, философом, оратором, поэтом и жрецом. Начала свое существование она в V веке до нашей эры и продолжала существовать во времена Аристотеля и Платона.
Основные тезисы и достижения представителей сицилийской врачебной школы:
- Основным трудом Эмпедокла было учение «О природе», в котором он изложил свою натурфилософскую позицию. Согласно этому учению, вода, огонь, земля и воздух являются сутью всех вещей, они всегда остаются неизменными, непознаваемыми и неразрушаемыми. Они не могут превращаться друг в друга, а могут только смешиваются между собой механически, результатом различных пропорций этого смешения является многообразие мира. Благодаря этому труду Эмпедокл считается основоположником классического учения об элементах.
- Эмпедоклу также приписывается спасение города Селинунт, где произошла вспышка массового заразного заболевания (предположительно малярии или моровой язвы). В честь этого события потом была отлита монета.
- Представители сицилийской школы главным органом сознания считали сердце.
- Четыре телесных сока отождествлялись с четырьмя состояниями (холодное, горячее, сухое и влажное).
Косская врачебная школа являлась главной медицинской школой Древней Греции в классическом периоде.
Первые дошедшие до наших времен сведения о косской школе датируются 584 годом до н.э. В то время в войске, осаждавшем город Киррос, свирепствовала моровая язва. Жрецы Дельфийского храма попросили двух врачевателей с острова Кос, Неброса и его сына Хрисоса, прекратить распространение заболевания. Оба немедленно откликнулись на эту просьбу и, согласно преданию, им удалось прекратить эпидемию.
Знаменитыми деятелями косской врачебной школы также являлись Гиппократ II Великий, вошедший в историю как Гиппократ, и Праксагор, учитель Герофила.
Главные тезисы и достижения косской врачебной школы:
- Врачеватели этой школы положили начало индивидуализации лечения.
- Человек, его здоровье и болезни находятся в зависимости от окружающего мира. Болезнь является результатом нарушений питания и влияния на организм всего окружающего. Здоровье является результатом поддержания имеющихся в организме его природных целительных сил.
- Утверждение основ врачебной этики.
- Разработка принципов лечения и наблюдения у постели больного, которые затем положили основу клиническому направлению в медицине.
- Активное развитие учения о четырех телесных соках, а также о типах телосложения.