Характеристики качества медицинской помощи
Качество медицинской помощи — это совокупность характеристик, показывающих соответствие оказанной медпомощи потребностям пациента, а также современному уровню медицинских стандартов и технологий.
Общие характеристики качества медицинской помощи:
- Доступность. Медицинская помощь не должна зависеть от экономических (возможность получения необходимой медицинской помощи гарантированного качества и объема независимо от материального положения больного), географических (расстояние, наличие транспорта, время в пути и др.), социальных, культурных (восприятие медицинской помощи в свете вероисповедания больного, его культурных ценностей), организационных (оптимизация работы медицинских служб), языковых (использование в профессиональной деятельности медицинских служб языка пациента) барьеров.
- Профессиональная компетенция. Наличие практических навыков и теоретических знаний у медицинских работников, особенностей использования их в профессиональной деятельности, следуя стандартам, протоколам и клиническим руководствам; профессиональные навыки в принятии управленческих решений (для руководителей); знания и навыки в постановке диагноза и лечения больного (для врачей).
- Эффективность. Отношение достигнутого экономического эффекта к затратам. Эффективно функционирующая система здравоохранения обеспечивает оптимальное качество медпомощи за счет рационального использования ресурсов.
- Межличностные взаимоотношения. Взаимоотношения между руководством и медицинским персоналом, пациентами и работниками здравоохранения, населением и системой здравоохранения в целом.
- Удобство. Система мер, направленных на формирование оптимального лечебного режима: обеспечение чистоты и комфорта в медицинских учреждениях, оптимальное и наиболее рациональное размещение палат, лечебно-диагностических подразделений, их оснащение современным оборудованием и функциональной мебелью, организация режима дня, максимальное уменьшение или устранение воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и др.
- Безопасность. Сведение к минимуму рисков побочных эффектов диагностики, лечения и иных проявлений ятрогении. Соблюдение мер безопасности важно при оказании первичной и специализированной медицинской помощи. В процессе выбора определенной медицинской технологии предполагаемые результаты должны соизмеряться с потенциальным риском.
- Непрерывность. Пациент получает необходимую медицинскую помощь без неоправданных перерывов, необоснованных повторов, задержки в процессе диагностики и лечения. При несоблюдении этого принципа снижается эффективность и результативность оказания помощи, ухудшает взаимоотношения между пациентом и врачом.
- Соответствие ожиданиям пациентов. Качество медицинской помощи определяется тем, отвечает ли она их ожиданиям, потребностям и оказывается своевременной. Чаще всего пациенты обращают внимание на доступность, удобство, результативность, непрерывность оказания помощи.
Корректные межличностные отношения в медицинской сфере создают атмосферу доверия и взаимного уважения, конфиденциальности, психологического комфорта. Важнейшими элементами таких взаимоотношений выступают умения слушать и адекватно реагировать. Это формирует у пациента позитивную установку на лечение и выздоровление.
Основные компоненты качества медицинской помощи
Качество медицинской помощи содержит три главных компонента, соответствующих подходам к обеспечению этой помощи и ее оценке.
Компоненты качества медицинской помощи определяются подходами к ее обеспечению и оценке:
- структурный подход — качество структур;
- процессуальный подход — качество технологии;
- результативный подход — качество результата.
Качество структуры обуславливает условия оказания медпомощи населению, определяется по отношению к медицинскому учреждению и его отдельным структурным подразделениям, медицинским работникам, системе здравоохранения в целом. Качество структуры характеризуют ряд параметров: санитарно-техническое состояние подразделений медицинского учреждения; техническое состояние оборудования (его физический и моральный износ); уровень сервисных услуг; обеспеченность кадрами, их квалификация; соответствие уровня обеспеченности медицинскими препаратами, лечебным питанием и др. При оценке профессионализма медицинского работника учитываются профессиональные характеристики, вся совокупность знаний и практических навыков.
Качество технологии характеризует этапы процесса оказания медпомощи. Оно указывает насколько соблюдаются стандарты медицинской помощи, на правильность выбранной тактики и качество выполненной работы. Помощь не признается качественной, если на ее оказание расходится больше средств, чем предусмотрено медико-экономическими стандартами, даже при достижении ожидаемых результатов лечения. Качество технологии оценивается по отношению к определенному пациенту. При этом учитываются возраст пациента, диагноз, наличие сопутствующей патологии и некоторых других факторов. Качество технологии характеризует наличие (отсутствие) врачебных ошибок.
Качество результата обуславливает результаты оказания медицинской помощи. Его оценивают на следующих уровнях: по отношению к пациенту, ко всем больным в медицинском учреждении, в целом — к населению. Анализ качества результата позволяет оценить, были достигнуты результаты лечения или нет, насколько они были близки к ожидаемым результатам с учетом возраста, диагноза и других факторов, влияющих на исход заболевания.
При стационарном лечении выделяют несколько исходов госпитализации пациента: «улучшение», «ухудшение», «выздоровление», «без перемен», «перевод», «смерть». Для оценки качества результата в объеме всего лечебно-профилактического учреждения используют качественные показатели: частота послеоперационных осложнений, летальность, расхождение клинических и патологоанатомических диагнозов и др.
Все компоненты качества медицинской помощи тесно связаны между собой, оказывая друг на друга влияние. При низком уровне качества структуры сложно обеспечить необходимый уровень качества технологии. Нарушение технологии диагностических и лечебных мероприятий приводит к неблагоприятным результатам лечения. Высокий уровень качества структуры является потенциальной, но не обязательно реализуемой возможностью предоставления высокого уровня качества технологии и результата.