Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль медицинской сестры в профилактике внутрибольничных инфекций

Особенности возбудителей внутрибольничных инфекций

Определение 1

ВБИ (внутрибольничные инфекции) – это термин, объединяющий инфекционные заболевания, которые возникают у пациентов в период нахождения их в стационаре, при лечении на дому или в условиях поликлиники, и у медицинского персонала в результате осуществления профессиональной деятельности.

В настоящее время термин ВБИ все чаще заменяется на более современное понятие ИСМП, что расшифровывается как «инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи».

Наиболее часто встречающимися возбудителями ВБИ (в основном это условно-патогенные микроорганизмы) являются:

  • грамположительные кокки (бета-гемолитический стрептококк, золотистый стафилококк, пневмококк, энтерококк);
  • грамотрицательные бациллы (энтеробактер, клебсиелла, протей, эшерихии, псевдомонады);
  • различные вирусы (аденовирусы, вирус герпеса, вирус гриппа и парагриппа, возбудители вирусных гепатитов, цитомегаловирус, ритовирусы, ротавирусы, энтеровирусы и т.д.);
  • патогенные и условно-патогенные грибы (плесневые, дрожжеподобные, лучистые).

Главными свойствами внутрибольничных штаммов микроорганизмов, значительно затрудняющими борьбу с ними, являются:

  • высокая изменчивость;
  • устойчивость к внешним воздействиям (дезинфицирующим средствам, УФ-излучению и др.);
  • устойчивость к антимикробным препаратам.

Деятельность медицинской сестры по профилактике внутрибольничных инфекций

Профилактика ВБИ в первую очередь подразумевает проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предотвращение различных путей передачи и распространения инфекционных агентов внутри лечебного учреждения.

Роль медицинской сестры в осуществлении противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в отделении заключается в следующих моментах:

  1. Обеспечение соблюдения общих требований к санитарному содержанию оборудования, помещений и инвентаря. Все оборудование, инвентарь и помещения должны содержаться в чистоте. Медицинская сестра контролирует соблюдение графика и качество проведения влажной уборки помещений (мытья полов, оборудования, мебели, дверей, подоконников и т. д.) младшим медицинским персоналом. При обнаружении нарушений в выполнении данных мероприятий медсестра предоставляет санитаркам обратную связь, а в случае отказа от устранения недочетов сообщает об этом своему непосредственному руководству (обычно старшей медицинской сестре отделения).
  2. Текущая влажная уборка должна проводиться минимум дважды в сутки или чаще, если это необходимо, с применением разрешенных дезинфицирующих и моющих средств с установленной концентрацией активных веществ. Весь инвентарь (тазы, ведра, швабры, ветошь и др.), предназначенный для уборки, должен быть маркирован, то есть на нем четко должны быть различимы указания видов уборочных работ и помещений, для уборки которых он предназначен. Инвентарь для различных видов работ и помещений должен храниться раздельно и использоваться исключительно по назначению.
  3. Генеральная уборка палат и других кабинетов и помещений отделения проводится также согласно утвержденному графику не реже одного раза в месяц и заключается в тщательном мытье и дезинфекции полов, стен, всего оборудования, мебели, защитных жалюзи, светильников и других предметов. В перевязочных, операционных блоках, родильных залах мытье и дезинфекция проводится каждую неделю, при этом помещения предварительно освобождаются от мебели, оборудования и другого инвентаря.
  4. Помещения, где проводятся работы, требующие особой стерильности, строгого соблюдения правил асептики и антисептики (родильные залы, операционные и др.), после завершения уборки, а также в процессе эксплуатации необходимо периодически облучать ультрафиолетом с помощью бактерицидных ламп.
  5. Проветривать палаты и другие помещения, где требуется доступ свежего воздуха, необходимо не реже четырех раз в сутки.
  6. Использование средств индивидуальной защиты (глаз, органов дыхания, кожных покровов и др.) и санитарной одежды (бахил, халатов, шапочек) согласно установленным правилам. Так, санитарная одежда должна храниться в отдельном помещении и не должна использоваться дважды, пока не пройдет должную обработку.
  7. Соблюдение мер предосторожности при общении с пациентами и выполнении процедур и манипуляций. Помимо использования санитарной одежды и СИЗ этот пункт подразумевает также мытье рук после контакта с каждым пациентом, использование антисептических средств, аккуратность при выполнении парентеральных вмешательств. Кроме того, запрещается садиться на постель пациента, брать его предметы при отсутствии необходимости, принимать от пациентов какие-либо вещи для передачи родственникам.
  8. Соблюдение личной гигиены. Медицинская сестра перед сменой и после ее окончания принимает гигиенический душ, следит за состоянием своих ногтей (они должны быть коротко острижены и не накрашены) и внешним видом в целом (волосы должны быть забраны под санитарную шапку, одежда должна быть специализированной, а сменная обувь должна быть изготовлена из моющегося материала). При появлении признаков инфекционного заболевания (ОРЗ или кишечной инфекции) медсестра должна сообщить об этом своему руководителю, который принимает решение отстранить работника от выполнения профессиональных обязанностей до полного выздоровления.
  9. Организация гигиены больных, в том числе контроль чистоты и смены постельного и нательного белья. Замена белья пациентам производится регулярно по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Если белье загрязняется выделениями больных, оно подлежит незамедлительной замене.
  10. Дезинфекция. В ходе дезинфекции уничтожаются патогенные и условно-патогенные микроорганизмы на объектах обстановки палат и других помещений отделения, на медицинском оборудовании и инструментарии. Для обеспечения эффективности дезинфекции должны использоваться разрешенные дезинфицирующие средства с определенной концентрацией активных веществ и выдерживаться время экспозиции.
  11. Соблюдение требований к стерилизации изделий медицинского назначения и их предстерилизационной обработке. Стерилизация приводит к уничтожению всех микроорганизмов на обрабатываемых изделиях и инструментах. Эта процедура проводится для всех изделий медицинского назначения, которые применяются при манипуляциях, сопровождающихся нарушением целостности слизистых оболочек и кожных покровов, или соприкасаются со слизистыми оболочками, а также используются при оперативных манипуляциях у инфекционного больного или при проведении гнойных операций.
  12. Обезвреживание и утилизация медицинских отходов различных классов опасности согласно установленным требованиям.
  13. Контроль наличия в отделении достаточного количества и запаса белья, моющих и дезинфицирующих средств, медицинских изделий, инструментов, уборочного инвентаря и др.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 10.06.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot