Медицинская сестра – это специалист, который имеет среднее специальное медицинское образование в области сестринского дела.
Медицинская сестра осуществляет много разнообразных функций, одной из которых является обучение пациентов и членов их семей элементам ухода за собой и своими близкими.
Этапы обучения пациентов медицинской сестрой
Обучение пациентов и их близких может быть эффективным только тогда, когда медицинская сестра знает, а также понимает значимость каждого этапа ухода. Процесс обучения, аналогично сестринскому процессу состоит из пяти этапов:
- сбор информации о пациенте и оценка исходного уровня его умений и умений его родственников. Следует отметить тот факт, что оценивать умения необходимо, исходя из изначальных возможностей организма, уровня физиологического состояния. При каждом контакте с пациентом, включая первичный медицинский контакт, сестра получает о нем ту или иную информацию. Таким образом, процесс сбора информации непрерывным. При получении новых сведений всю информацию необходимо анализировать в комплексе. Важно понимать, имеются ли у пациента знания и умения, которые касаются его состояния, и есть ли у него мотивация к тому, чтобы облегчить себе жизнь, обучившись элементам ухода;
- выделение сестринской проблемы и определение способов решения данной проблемы, что будет определять содержание следующих этапов обучения элементам ухода;
- определение цели обучения, планирование его содержания. Перед тем, как составить план обучения важно грамотно поставить его цель. Она включает в себя три компонента: результат обучения или то, что пациент должен сделать, временные рамки обучения или интервал, в течение которого может быть достигнут результат. Также медицинской сестре необходимо правильно выбрать методы обучения, отобрать содержание, которое может быть направлено на сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, обеспечение качества жизни. Медицинской сестре лучше привлечь пациента к составлению плана обучения, поскольку это позволит гораздо легче учесть его индивидуальные особенности, социальные условия жизни и уровень физического состояния, степень развития мотивации к обучению.
- реализация плана обучения или конструирование системы внедрения намеченного плана на практике. Чтобы реализовать план обучения на практике необходимо вместе с пациентом и его родственниками создать для этого благоприятную атмосферу, как эмоциональную, так и коммуникативную.
- оценка результатов обучения. На этом этапе важно соотнести результат с поставленными целями.
Консультирование пациентов
Медицинская сестра располагает обширным арсеналом методов обучения пациентов элементам ухода. Если пациент находится в удовлетворительном физическом состоянии, то целесообразно применять метод консультирования.
Консультирование – это метод обучения пациента элементам ухода, при котором медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении оказывает ему консультативную помощь.
Например, можно проконсультировать пациента о том, как он должен реализовывать систему гигиенических процедур после травмы руки или ноги, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом не усугубить собственного положения. Очень часто такой метод обучения применяется для родственников пациентов, которые по той или иной причине занимают лежачее положение или существенно ограничены в движениях.
Метод демонстрации и результаты обучения
Применяя метод демонстрации, медицинская сестра поэтапно показывает пациенту или его родственникам, как нужно пользоваться всеми атрибутами ухода, затем наблюдает, как пациент делает это самостоятельно и корректирует его ошибки (например, это может быть обучение чистке зубов, использованию костылей, измерению АД и т.д.). Четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения.
Если медицинская сестра видит, что пациент по какой-то причине не освоил навыки ухода и не смог использовать полученную информацию на практике, то она должна сделать вывод о том, что неправильно построила весь процесс обучения. Такая ситуация возникает в нескольких случаях
- не было учтено желание пациента и его стремление к обучению;
- медицинская сестра не определилась с целями обучения и выстроила невыполнимый план.
Возможен и другой исход обучения, при котором пациент хорошо усвоил информацию и имеет устойчивые навыки самоухода, а также взаимного ухода. При этом медицинская сестра подмечает положительный опыт и в будущем использует подобные методы при обеспечении качественного обучения пациентов, не забывая об индивидуальном подходе к каждому из них.
В любом случае медицинская сестра обязана сообщить пациенту о результатах обучения и способствовать тому, что у него будет сформирована правильная и адекватная самооценка, поскольку это будет способствовать его выздоровлению.
Самооценка – это представление человека о важности своей личности и деятельности; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.
Она может быть адекватной или нет. Часто пациент переоценивает свои силы, и даже простые манипуляции по уходу существенно истощают его энергетические резервы. Чтобы обеспечить высокие результаты обучения медицинская сестра должна быть терпеливой, уметь слушать, создавать ассоциативные создание связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи.
Таким образом, понимание медицинской сестрой целей и задач ухода, основных принципов обучения, умение применять на практике разнообразные методы обучения, а также средства повышающие эффективность данного процесса будут способствовать повышению качества жизни даже тяжелобольных пациентов.