Понятие профессионального развития
Профессиональное развитие – это деятельность специалиста, направленная на сохранение и приумножение своих профессиональных умений, навыков, квалификационных характеристик, базы полезных знаний и личностных черт, необходимых для повышения качества своей профессиональной деятельности и расширения профессиональной компетенции, что обычно сопровождается увеличением заработка и продвижением по карьерной лестнице.
Особенностями профессионального развития являются следующие аспекты:
- Динамическая сущность и цикличность. Даже достижение самого высокого на данный момент профессионального уровня вовсе не гарантирует профессионального успеха. В современном мире происходит бурное развитие научных знаний, с внедрением которых в практику некоторые из навыков, ранее признанных эффективными и даже уникальными, могут устаревать. Поэтому наиболее важным моментом в профессиональном развитии является постоянное улучшение своих навыков, их дальнейшее самосовершенствование без остановки на достигнутом уровне.
- Для повышения эффективности профессионального развития критически важно сделать этот процесс привычкой, элементом каждодневного рабочего процесса. Если подобные мероприятия будут осуществляться эпизодически, нерегулярно, то в долгосрочной перспективе вряд ли они позволят получить достаточный эффект.
- Наличие непосредственного отношения к любым сферам человеческой деятельности и профессиям. Это означает, что постоянно совершенствовать свои навыки и овладевать новыми умениями и знаниями нужно людям самых различных профессий (менеджерам, юристам, экономистам, продавцам-консультантам, педагогам, медикам и даже лицам, занятым физическим трудом).
- Самосовершенствование и обучение специалиста должно осуществляться по его собственной инициативе, а строгое планирование достижения задач придаст дополнительную мотивацию, а также позволит сделать процесс более эффективным и организованным.
- Необходимость самостоятельной постановки перед собой целей и задач каждым человеком, без посторонней помощи. Это связано с тем, что уровень профессионального развития на конкретный момент времени у всех различен, отдельным людям для освоения одного и того же навыка требуется разное количество времени. Поэтому каждый работник, зная свои слабые места и недочеты в профессиональной деятельности, продумывает и составляет индивидуальный план профессионального развития, который может затрагивать ближайшие несколько недель, месяцев или даже лет.
Программа (план) профессионального развития – это определенный набор действий, конкретизированных по времени, с указанием ориентиров и, как правило, четких количественных измерений уровня достижения поставленных задач (при помощи сторонней квалификационной проверки, тестов и т.д.).
Для составления действительно полезного плана обычно используется следующая поэтапная схема: определяются необходимые навыки, умения и знания, как в отношении настоящего профессионального положения, так и в карьерной перспективе; оцениваются на настоящий момент все значимые характеристики первого пункта по пятибалльной шкале с целью понять, развитию каких из моментов следует уделить особое внимание; анализируются ценности компании, после чего они сопоставляются с собственными ценностями работника; выбираются наиболее удобные и эффективные для каждого человека методики обучения для развития навыков, получения новых знаний, совершенствования умений.
Особенности и этапы профессионального развития в сфере медицины
Профессиональное развитие медицинских работников происходит постоянно в ходе осуществления ими своей профессиональной деятельности (набирается опыт, выявляются нетипичные клинические случаи, проводятся совещания с другими коллегами, в том числе смежными специалистами и др.), самообразования, посещения тематических конференций и пр. Но главенствующую роль в профессиональном развитии медицинских работников все же играет их целенаправленное профессиональное обучение.
Этапы обучения медицинских работников последним достижениям научной и практической медицины в рамках профессионального развития следующие:
- разрабатываются учебные методические материалы;
- непосредственно обучение медицинского персонала с последующим контролем уровня освоения им полученных в течение курса знаний;
- внедрение полученных знаний в практическую медицинскую деятельность;
- оценка эффективности применения новых знаний в практическом здравоохранении;
- дальнейшее распространение полученных навыков и знаний.
Особенности профессионального развития в сфере медицины:
- необходимость повышения квалификации работников, осуществляющих медицинскую деятельность, не реже чем один раз в пять лет. Это объясняется тем, что в современном мире наука непрерывно развивается, постоянно делаются новые открытия, предлагаются наиболее рациональные, точные, эффективные, щадящие, экономически выгодные и т.д. методы диагностики и лечения, что неизбежно ведет к устареванию предыдущих знаний. В связи с этим требуется постоянное обновление и совершенствование знаний и умений, что позволит медицинских работникам качественно выполнять свою профессиональную деятельность в соответствии с последними научными медицинскими достижениями;
- профессиональное развитие медицинских работников должно проводиться на плановой основе и быть комплексным, с использованием в учебном процессе различных методов и форм обучения;
- неотъемлемым методом обучения медицинского персонала является проведение занятий в лечебных учреждениях с целью наилучшего усвоения новых навыков, а также его объективного контроля;
- важным моментом также является изучение законодательных актов, касающихся работы медицинского персонала того или иного профиля, кроме того, если того требует специализация группы работников, проходящих обучение, проводятся занятия по вопросам, касающимся правил проведения инвентаризации и учета материальных ценностей, трудового законодательства, опыта воспитательной работы, основ общественного здравоохранения и др.;
- если планируется обучение медицинских работников каким-либо масштабным новшествам, как правило, учебный процесс осуществляется без отрыва от выполнения персоналом своей основной профессиональной деятельности.