Порядок возврата и замены некачественного товара аптечного ассортимента
Товары аптечного ассортимента — это группы товаров, реализуемых через оптовые и розничные аптечные организации.
Товары аптечного ассортимента:
- лекарственные препараты;
- дезинфицирующие средства;
- изделия медицинского назначения;
- очковая оптика, средства ухода за ней;
- предметы и средства личной гигиены;
- предметы и средства по уходу за новорожденными, детьми до 3-х лет, больными;
- посуда для медицинских целей;
- продукты детского, диетического, лечебного питания, минеральные воды;
- косметические и парфюмерные средства;
- биологически активные добавки;
- санитарно-просветительские и медицинские печатные издания.
Отношения между продавцами и покупателями при продаже товаров аптечного ассортимента регулируются Законом о защите прав потребителей.
Потребители аптечных организаций имеют право: на получение информации о товарах аптечного ассортимента, об их поставщиках и изготовителях; на приобретение безопасных для здоровья и жизни, качественных товаров; на общественную и государственную защиту.
Недостаток товара — это несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, условиям договора (при неполноте условий или их отсутствии обычно предъявляемым требованиям), целям, для которых товар используется или целям, о которых сотрудник аптечной организации был поставлен в известность потребителем при заключении договора.
Существенный недостаток товара — это неустранимый недостаток, а также недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени или расходов, или неоднократно выявляется, или повторно проявляется после его устранения и т. д.
Товар ненадлежащего качества — это товар с «недостатком» или «существенным недостатком».
При обнаружении в товаре недостатка, потребитель в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителя» вправе требовать:
- замены на товара того же артикула, модели, марки;
- замены на такой же товар другого артикула, модели, марки с соответствующим перерасчетом цены;
- соразмерного пересмотра (уменьшения) покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков, возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом.
Потребитель имеет право отказаться от договора купли-продажи, потребовать возврата уплаченной суммы. Потребитель может вернуть товар с недостатком по требованию продавца и за его счет.
Возврат товара аптечного ассортимента может быть произведен в следующих случаях:
- если проданный потребителю товар был ненадлежащего качества;
- если продавцом не была предоставлена потребителю возможность получить всю информацию о товаре (или изготовителе) при заключении договора;
- если был нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов — рецептурный препарат продали без предоставления рецепта;
- если фармацевт нарушил дозировку лекарственного средства, ошибся в наименовании или форме препарата.
Недостатком медицинских изделий и лекарственных препаратов являются: истекший срок годности; несовпадение сроков годности на препарате и упаковке; несовпадение серии препарата на препарате и упаковке; отсутствие обязательной информации; несоответствие описания лекарственного препарата в инструкции фактическим форме, запаху, цвету, консистенции, размеру и иным показателям препарата; наличие брака в упаковке (негерметичность, сколы, смазанная полиграфия); неисправность медицинских изделий.
Слово «замена» используют в отношении «некачественного товара», а слово «обмен» — в отношении качественного товара.
Обмен товара аптечного ассортимента
Покупатель имеет право обменять приобретенный в аптечной организации товар на аналогичный такого же качества в течение 14 дней. Большую часть товаров аптечного ассортимента обменять нельзя. Провизор вправе сослаться на Перечни исключений, которые содержаться в Правилах продажи отдельных видов товаров.
В каких случаях покупатель не может обменять товар аптечного ассортимента:
- Если товар предназначен для домашнего лечения и профилактики заболеваний — гигиенические изделия, медикаменты, линзы, средства ухода за полостью рта, товары детского ассортимента, предметы личной гигиены, косметика и парфюмерия, носки, чулки, парфюмерия и косметика, контейнеры для медикаментов, медицинские книги и брошюры.
- Если товар относится к непродовольственным. К группе непродовольственных товаров не относятся диабетическое и лечебное питание, БАДы. Все они не подлежат обмену. При этом качество товара роли не играет.
Аптечная организация обязана обменять товар, если он является доброкачественным, но провизор перепутал наименование лекарственного средства, его форму или дозировку. Фармацевт обязан принять назад рецептурный препарат, проданный без рецепта.
В случае, если сотрудник аптечной организации отказывается обменять товар и заменить его на новый, необходимо письменно составить претензию. Претензия пишется в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой обменять товар. К претензии нужно приложить рецепт врача (если он предусмотрен), приобретенное лекарственное средство, медицинское изделие, товарный или кассовый чек, показания свидетелей (если таковые имелись), при наличии — гарантийный талон.
На одном из экземпляров претензии представитель аптеки (провизор, администратор или заведующий) должен поставить свою подпись с указанием инициалов, должности, дату принятия претензии, печать аптечной организации. Второй экземпляр остается у покупателя.
Если сотрудник аптеки отказывается принять претензию, проставить во втором экземпляре отметку о получении претензии, то покупатель может отправить один из экземпляров почтой заказным письмом, с перечнем всего, что в письмо вложено. Это необходимо для дальнейшего обращения в органы Роспотребнадзора или в суд для соблюдения претензионного порядка.