Классификация видов и форм пневмонии и бронхита
Заболевания органов дыхательной системы составляют более 60 % в структуре общей детской заболеваемости. Наиболее часто встречающимися воспалительными заболеваниями органов дыхания у детей являются различные виды бронхита и пневмонии.
Пневмония - это острое воспалительное заболевание, характеризующееся поражением легочной ткани.
Пневмония может быть: очаговой, очагово-сливной, сегментарной, долевой (крупозной), интерстициальной.
Бронхит – это воспалительное заболевание, характеризующееся поражением стенки бронхов.
По этиологии бронхиты могут быть: инфекционными, токсическими, возникающими под влиянием резкого охлаждения, в результате механических воздействий, аллергическими, связанными с расстройством кровообращения в сосудах легких при пороках сердца.
По характеру воспалительного процесса бронхиты могут быть: катаральными, гнойными и слизисто-гнойными.
По характеру и длительности течения бронхиты подразделяются на острые и хронические.
Проблемы пациента и его родственников, возникающие в связи с развитием заболевания органов дыхания
Мероприятия сестринского ухода определяются проблемами и потребностями больного, а в случаях, когда пациентом является ребенок, еще и проблемами его родителей или других родственников.
Наиболее распространенные проблемы ребенка при заболеваниях органов дыхания:
- отсутствие эффективного дыхания вследствие гипоксии;
- у грудных детей – затруднения при сосании из-за обструкции дыхательных путей;
- нарушение процессов терморегуляции;
- дефицит жидкости в результате гипервентиляции легких и лихорадки;
- нарушение способности нормально питаться из-за кашля и интоксикации;
- плохое самочувствие, обусловленное болевым синдромом (болью в грудной клетке, головными болями);
- нарушение сна из-за боли и интоксикации;
- вероятность развития осложнений;
- отсутствие способности самостоятельно справляться с трудностями, обусловленными заболеванием;
- дефицит самоухода;
- нарушение игровой активности и познавательной деятельности;
- переживания, связанные с отсутствием привычной обстановки при госпитализации;
- страх перед процедурами и манипуляциями.
Наиболее распространенные проблемы родителей:
- чувство страха и тревоги за исход заболевания;
- дефицит знаний о заболевании и необходимых мерах ухода;
- изменение привычного ритма жизни семьи;
- неадекватное восприятие и оценка состояния ребенка.
Сестринский уход при пневмонии и бронхите у детей
В связи со схожестью проблем и потребностей пациента при пневмонии и бронхите основные мероприятия сестринского ухода при данных заболеваниях также будут аналогичны.
Мероприятия сестринского ухода при пневмонии и бронхите у детей:
- Организация и контроль соблюдения лечебно-охранительного режима. Данный пункт включает в себя проведение беседы с больным ребенком и /или его родственниками о причинах и особенностях заболевания и профилактике осложнений, а также разъяснение им важности соблюдения режима. Ребенок и его родители обучаются «технике кашля», созданию дренажного положения и вибрационному массажу для эвакуации мокроты. Головной конец кровати 2-3 раза в день необходимо приподнимать в целях проведения постурального дренажа, если ребенок грудной, матери следует чаще менять его положение в кроватке и брать его на руки. Не менее важно оберегать ЦНС ребенка от избыточного действия внешних раздражителей. То есть должны быть созданы максимально щадящие и комфортные условия для больного, способствующие эвакуации мокроты и облегчению дыхания. На весь период лихорадки организуется постельный режим вплоть до улучшения общего состояния и самочувствия ребенка.
- Организация и контроль правильного питания ребенка. Здесь также следует проводить беседы с ребенком и/или его родителями о важности рационального питания при воспалительных заболеваниях органов дыхания. Рекомендуется увеличить содержание в рационе продуктов, богатых углеводами, фруктов, овощей. Предпочтительна молочно-растительная диета. При этом, если ребенок отказывается от пищи, не следует кормить его насильно, но суточный объем жидкости должен быть восполнен обязательно.
- Организация досуга ребенка. Для создания хорошего настроения ребенка, что важно для процесса выздоровления, родителям рекомендуется принести в больницу любимые игры, книги ребенка и пр. При этом важно, чтобы данные игры не требовали нарушения условий режима.
- Организация и контроль санитарно-гигиенического режима в палате в целях улучшения дыхания больного и обеспечения удовлетворения его физиологической потребности во сне. Для этого организуется контроль проведения влажной уборки в палате и ее регулярного проветривания, также регулярно должна производиться смена постельного белья, соблюдаться тишина в палате.
- Оказание помощи ребенку при приеме пищи и проведении гигиенических мероприятий. Проводится беседа с ребенком и/или родителями о необходимости соблюдения гигиены, рекомендуется принести из дома расческу, зубную пасту, чистое сменное белье и другие предметы личной гигиены.
- Выполнение назначений врача. Строго в соответствии с листом назначений проводятся инъекции антибиотиков и других лекарственных препаратов, раздаются таблетки и контролируется их прием, проводится инфузионная терапия. Ребенку и/или родителям разъясняется важность своевременного приема или инъекции препарата. Также медицинская сестра предупреждает ребенка и/или его родителей о дате, времени и месте проведения диагностических и лечебных процедур накануне и незадолго до назначенного времени. При необходимости медсестра сопровождает ребенка на процедуры. Также необходимо предупреждать ребенка и/или родителей о возможных дискомфортных ощущениях при тех или иных манипуляциях и побочных эффектах лекарственных средств.
- Динамическое наблюдение за состоянием пациента и его реакцией на лечение с целью контроля эффективности проводимого ухода и лечения, а также раннего выявления и профилактики осложнений. Медицинская сестра активно посещает больного ребенка до полного его выздоровления. Регулярно проводится опрос ребенка касательно его самочувствия, наличия жалоб и их характера, отмечаются особенности кашля, дважды в сутки (утром и вечером) или чаще (по показаниям) измеряется температура тела, частота дыхательных движений, ритм и глубина дыхания, пульс. Параллельно оценивается положение ребенка в постели, выражение его лица, цвет видимых слизистых оболочек и кожных покровов, аппетит. В случае ухудшения общего состояния необходимо срочно сообщить об этом лечащему или дежурному врачу.