Логопедическая помощь – это система коррекции звукопроизношения детей, имеющих проблемы развития артикуляционного аппарата и других структур, отвечающих за формирование речи.
Учреждения, оказывающие логопедическую помощь дошкольникам
В нашей стране помощь детям с речевыми проблемами, в частности с заиканием, осуществляется в специально организованных кабинетах или учреждениях внутри системы здравоохранения и современного образования.
В частности, логопедическую помощь оказывают:
- логопедические кабинеты при детских поликлиниках;
- стационарные отделения при психоневрологических диспансерах;
- ясли и полустационары;
- санатории и частные клиники.
Что касается системы образования, то помощь детям с заиканием оказывается в речевых группах детского сада, специализированных группах при массовых детских садах, в специальных речевых школах.
Заикание – это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми запинками в речи, разрывающими её ритмическое течение.
Во все вышеназванные учреждения ребенок с заиканием должен регулярно ходить на занятия 2 – 3 раза в неделю. Таким образом, организуется амбулаторная помощь. Также ребенок может поступить на определенный срок под постоянное наблюдение специалистов, оказывающих на него лечебное и педагогическое воздействие. Такая помощь называется стационарной.
Амбулаторную помощь считают более приемлемой, поскольку заикающиеся дети не отрываются от привычного социального окружения. При этом у них сохраняется возможность переносить собственные навыки в повседневную жизнь. Дети также продолжают обучение в дошкольном образовательном учреждении, но этот процесс проходит для них гораздо легче, так как они испытывают меньше трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
Амбулаторная помощь – это внебольничная медицинская помощь, оказываемая лицам, приходящим на прием к врачу, и на дому.
Сущность логопедической помощи дошкольникам с заиканием, оказываемой в различных учреждениях
Регулярные занятия со специалистами дают возможность планомерно и правильно работать с разной степенью заикания, коррекции речи и поведения. Задачами каждого занятия при работе с заиканием можно назвать:
- контроль за состоянием речи ребенка (наблюдается регресс или прогресс);
- выработку упражнений, которые позволяют сохранить достигнутый коррекционный эффект.
Во многих учреждениях, которые осуществляют логопедическую помощь детям с заиканием, существует принцип активного вовлечения родителей в процесс коррекции речи. Это позволяет дать им знания о том, как именно нужно общаться с ребенком, чтобы не провоцировать дополнительных речевых нарушений.
Несмотря на большое количество положительных черт, амбулаторная логопедическая помощь имеет некоторые недостатки. Во-первых, ребенок посещает логопедические занятия во внеурочное время (время свободное от занятий в детском саду) за счет времени собственного досуга и отдыха. При нерациональном подходе это может вызвать дополнительное напряжение и стресс. Кроме того, к недостаткам амбулаторной помощи относят:
- недостаточный информационный и функциональный контакт с врачами;
- нарушения режима дня, питания дошкольника.
Часто, чтобы предотвратить все вышеописанные нарушения, часто выбирается помощь комплексного характера. При этом родители предпочитают организовать пребывание ребенка в речевом детском саду. В данном учреждении логопед проводит занятия с ребенком, и воспитатели закрепляют их в процессе воспитания и обучения по установленной стандартной программе дошкольных учреждений общего типа.
В подобных детских садах часто создаются специализированные группы, которые предназначены для заикающихся детей. Обучение дошкольника в данной группе организуется на ежедневной основе, логопед и психолог подбирают занятия с целью максимальной адаптации ребенка к различным формам коррекционного воздействия.
Несмотря на обилие дошкольных образовательных учреждений помощь детям с заиканием часто организуется в условиях медицинских учреждений, которые специально открываются при детских больницах. Привлекательным условием в данном случае является возможность использовать широкий выбор медицинских средств коррекции речи наряду с актуальным логопедическими приемам.
В логопедическом стационаре детей лечат в течение 3 – 4 месяцев. В течение данного времени они ежедневно получают лечение и занимаются с логопедом, причем методики коррекционной работы подбирается индивидуально с учетом степени заикания дошкольника.
Также логопедическая помощь организуется в специализированных санаториях для дошкольников. В данном случае перед работниками учреждений стоит задача общего оздоровления дошкольников, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них различных форм заикания, а также его рецидивов.
При этом также создаются условия для стабилизации эмоционального фона ребенка, что также крайне важно, поскольку от состояния нервной системы напрямую зависит степень развития речевых функций ребенка.
Как правило, показаниями для лечения детей в санаториях служит наличие у них заикания различной степени, даже самой сложной. Часто в санатории и лагеря дошкольники направляются:
- после проведенного курса лечения заикания в специализированных кабинетах, стационарах;
- при наличии легких форм заикания;
- при сочетании заикания ребенка с другими формами психосоматических расстройств и нарушений речи.
Дошкольников нельзя направлять в соответствующие учреждения если у них диагностировали резкое расстройство слуха, афазию, дизартрию, инфекционные заболевания, недержание мочи.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Таким образом, организация логопедической помощи дошкольникам в нашей стране находится на перспективной стадии развития. Выбор типа лечения и учреждения помощи зависит от родителей ребенка, первичной диагностики и многих других факторов.