Общая характеристика организационной деятельности старшей медсестры
Организационная деятельность старшей медицинской сестры любого отделения во многом связана с выполнением обязанностей, предполагающих взаимодействие с различными должностными лицами, службами и подразделениями медицинского учреждения. В том числе старшая медицинская сестра для решения ряда вопросов регулярно взаимодействует с оперативным отделом медицинского учреждения, например, с его помощью она решает многие вопросы, касающиеся повседневной деятельности отделения.
Также старшая медицинская сестра взаимодействует с аптекой по вопросам планового получения лекарственных средств и их дополнительных внеплановых поставок. Кроме лекарственных препаратов аптека снабжает отделение и некоторыми другими необходимыми для его деятельности материалами.
С бухгалтерией старшая медицинская сестра решает вопросы, касающиеся учета материальных ценностей и оплаты труда сотрудникам отделения, с отделом кадров - вопросы по изменению нагрузки сотрудникам и предоставления им отпусков.
С хозяйственными службами старшая медицинская сестра обсуждает решение вопросов, касающихся материально-технического оснащения отделения, с главной медицинской сестрой - проблемы работы Совета медицинских сестер и совершенствования сестринских мероприятий, проводимых в отделении.
В целях планомерного решения данных задач старшей медсестрой составляются планы работы на определенный промежуток времени (ежемесячный, ежеквартальный, годовой и др.):
- Ежедневные мероприятия: организация и контроль лечебно-диагностических мероприятий и процессов в отделении; организация обеспечения отделения материально-техническими средствами и лекарственными препаратами.
- Еженедельные мероприятия: проведение еженедельной общей сестринской планерки и различных проверок, контроль проведения уборок в отделении.
- Ежемесячные мероприятия: проведение экспертной комплексной оценки деятельности сестринского персонала отделения в соответствии с критериями качества работы; составление табеля на заработную плату сотрудников на текущий месяц (данные должны быть предоставлены в отдел бухгалтерии до 25-го числа соответствующего месяца); составление графика работы сестринского персонала отделения на следующий месяц. План работы старших медицинских сестер, в свою очередь, составляется сразу на предстоящий год, как правило, за 1-2 месяца до его начала. График утверждают заведующий отделением и главная медсестра медицинского учреждения, после чего его доводят до сведения всего младшего медицинского и сестринского персонала отделения.
- Мероприятия, проводимые ежегодно: проведение инвентаризации имущества, которое находится в ведении сестры-хозяйки и самой старшей медицинской сестры; анализ работы младшего медицинского и сестринского персонала на протяжении текущего года, составление и предоставление отчета о работе персонала за этот год осуществляется в январе следующего года; подготовка, анализ и предоставление годового отчета о результатах своей деятельности (в течение 4-м квартала текущего года); метрологическая поверка медицинского оборудования согласно установленному плану; организация периодических медицинских осмотров сотрудников отделения согласно плану; организация и проведение сотрудникам отделения инструктажа по технике безопасности, охране труда и противопожарной безопасности дважды в год (в январе и июле).
Организационная деятельность старшей медсестры хирургического отделения
Старшая медицинская сестра в хирургическом отделении выполняет общие обязанности, относящиеся ко всем старшим медсестрам вне зависимости от профиля отделения. Но в отделениях хирургического профиля особое внимание уделяется организации противоэпидемического и санитарно-гигиенического режимов в целях предотвращения внутрибольничных инфекций, в том числе гемоконтактных.
Организационная деятельность старшей медицинской сестры отделения хирургического профиля подразумевает:
- организацию труда младшего и среднего медицинского персонала, в том числе безопасности его осуществления, которая в первую очередь касается профилактики гемоконтактных инфекций (контроль обеспеченности и наличия запаса в отделении средств индивидуальной защиты (перчаток, масок, очков, защитных экранов), специальной рабочей одежды (халатов, хирургических костюмов, шапочек, бахил), дезинфицирующих средств и т.д.);
- контроль выполнения младшим и средним медицинским персоналом своих обязанностей (текущей уборки и дезинфекции перевязочных, операционных, палат и других помещений отделения согласно установленным требованиям к проведению данных мероприятий, проветриваний, кварцевания воздуха в помещениях с соблюдением техники безопасности, предстерилизационной очистки и стерилизации хирургического инструментария и других мероприятий, сбора и утилизации медицинских отходов различных классов опасности и т.д.);
- проведение лекций для сотрудников, касающихся правил охраны труда и техники безопасности (использование СИЗ и спецодежды, пользование режущими и колющими инструментами, сбор и утилизация медицинских отходов и т.д.), согласно графику;
- контроль соблюдения противоэпидемического и санитарно-гигиенического режимов в отделении, как пациентами, так и сотрудниками. Обеспечение и строгий контроль соблюдения правил антисептики и асептики персоналом отделения, особенно в операционных блоках, манипуляционных, процедурных и перевязочных кабинетах;
- контроль качества проведения санитарной обработки вновь поступивших пациентов и текущей санитарной обработки в отделении;
- обеспечение систематического пополнения отделения медикаментами, медицинским инструментарием, предметами ухода за пациентами и их распределение;
- обеспечение сохранности медицинского инвентаря и другого имущества отделения;
- контроль работоспособности и организация своевременного ремонта оборудования;
- обеспечение правильной организации питания больных в соответствии с профилем их заболевания, сроками и характером перенесенного оперативного вмешательства и т.д., контроль получения и доставки пищи из пищеблока лечебного учреждения, организация ее раздачи;
- обеспечение по указанию заведующего отделением индивидуальных сестринских постов и дежурств у тяжелобольных пациентов.