Определение, объекты изучения и разделы общей гигиены
Общая гигиена – это медико-биологическая наука, которая занимается изучением общих вопросов влияния на здоровье человека факторов внешней среды, разрабатывает методы их исследования и мероприятия по профилактике их негативного воздействия на организм, устанавливает гигиенические требования и нормативы, проводит противоэпидемические и профилактические мероприятия.
Объектами изучения общей гигиены являются: различные факторы окружающей среды, в том числе антропогенные, и реакция организма человека на них.
Общая гигиена состоит из ряда разделов, охватывающих самостоятельную область гигиенических знаний и их практического приложения: гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена сна, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена и пр.
Целью гигиены питания является изучение влияния на организм различных пищевых рационов, то есть содержащих различное количество питательных веществ, в зависимости от потребностей организма в их количестве и оптимального соотношения с учетом бытовых условий и условий труда.
Далее подробнее будет рассмотрена гигиена детского питания.
Значение питания и гигиена питания детей
Питание относится к важнейшим факторам, которые участвуют в формировании здоровья человека, начиная свое воздействие на него с момента рождения и продолжая до последнего дня жизни.
Значение количественных и качественных показателей питания для организма:
- участие в процессах роста и развития организма, как физического, так и умственного;
- обеспечение функционирования центральной нервной системы;
- обеспечение выносливости и трудоспособности организма;
- участие в формировании адаптационной устойчивости к возбудителям инфекционных болезней, сопротивляемости к различным другим заболеваниям и неблагоприятным условиям окружающей среды как геохимического, так и антропогенного характера;
- участие в развитии алиментарно-зависимых патологий (анемии, ожирение, заболевания желудочно-кишечного тракта, состояния, связанные с дефицитом йода, и др.).
Гигиеническая оценка детского питания проводится согласно следующей схеме:
- Определить количественную достаточность питания и его качественную полноценность, показатели которых зависят от возраста ребенка, состояния и особенностей его здоровья и характера деятельности.
- Провести гигиеническую оценку режима питания и правильности распределения продуктов по отдельным приемам пищи.
- Оценить гигиенические навыки детей и организацию приема пищи в детском учреждении.
- Провести санитарно-гигиеническую оценку пищеблока.
- Оценить уровень медицинского контроля за персоналом пищеблока.
Основные организационные моменты рационального питания детей:
- Питание ребенка считается полноценным, когда употребляемые им продукты содержат необходимые количества всех веществ, нужных организму для правильного роста и развития, а именно белков, углеводов, жиров, воды, минеральных веществ, витаминов.
- Также должно поддерживаться определенное соотношение всех макро- и микроэлементов для максимального покрытия энергетических трат организма.
- Оптимальным соотношением углеводов, жиров и белков для детского рациона питания считается 4:1:1, то есть содержание жиров должно быть примерно равно содержанию белков, а количество углеводов должно быть больше в четыре раза. Рацион питания детей младшего школьного возраста несколько отличается от этой схемы – рекомендуемые соотношения макроэлементов в питании данной возрастной группы равны 6: 1: 1.
- Рацион питания ребенка должно быть разнообразным, то есть содержать продукты как растительного, так и животного происхождения, и доброкачественным, то есть в продуктах должны отсутствовать вредные примеси и болезнетворные микроорганизмы.
- Для определения полноценности питания нужно предварительно рассчитать энергетические суточные затраты ребенка, исходя из данных о состоянии его здоровья и особенностях физического развития, а также с учетом характера его деятельности. Для оценки последнего пункта проверяющему необходимы данные о режиме дня учреждения и индивидуальном режиме деятельности ребенка.
- Важным моментом в организации детского питания является его режим, то есть правильное распределение продуктов питания их количества по отдельным приемам пищи. Контроль соблюдения режима питания осуществляют не только медицинские работники детского учреждения, но и педагоги.
- Гигиеническая оценка рациона питания проводится в ходе анализа меню-раскладок. Правильность распределения продуктов питания по отдельным приемам пищи определяется по их калорийности и выражается в процентном соотношении калорийности каждого приема пищи (завтрака, перекуса, обеда и т. д.) к общей суточной калорийности рациона питания, которая принимается за 100%. Рекомендуется разделять рацион питания детей минимум на четыре приема пищи. При этом калорийность первого завтрака должна составлять около 25% суточного рациона, второго завтрака - 15-20%, обеда - 35-40% и ужина – порядка 20%. В случае трехразового питания завтрак должен составлять около 30%, обед – порядка 45-50%, а на ужин должно приходиться 20-25% всего рациона.
- Также оценка рациона питания включает и учет правильного соотношения основных питательных элементов в рационе – углеводов, белков и жиров. При этом содержание в рационе детей белков животного происхождения должно составлять около 60-80% от общего количества белков, а содержание жиров растительного происхождения – порядка 25-30% от общего количества жиров.
- Оценка санитарного состояния пищевых продуктов, посуды, оборудования и прочего инвентаря, использующегося в пищеблоках, поводится путем взятия и исследования проб.
- Санитарный контроль состояния здоровья работников учреждения осуществляется путем изучения медицинской документации о прохождении ими обязательных медицинских осмотров.