Международные стандарты в медицине – это перечень нормативов, регламентирующих деятельность медицинских организаций, а также специалистов, которые работают в них.
Типы стандартов в медицине
Примером международных стандартов в медицине являются стандарты JCI. Они содержат в себе информацию об уровне качества и безопасности медицинских учреждений.
Впервые они были опубликованы в 2000 году компанией Joint Commission International.
Эта организация сформирована американскими объединениями в 1994 году. Они разрабатывали систему обеспечения качества и безопасности в медицинской сфере:
- Quality Healthcare Resources;
- Joint Commission.
Сегодня компания выполняет задачи по разработке стандартов высокого уровня и безопасности всех форм медицинской деятельности JCI. Также по этим стандартам проводится обучение медицинских работников и аккредитация медицинских учреждений по стандартам.
Стандарты разработаны международными экспертами в области медицины. Они устанавливают единые требования к процессам, протекающим в медицинских организациях различного профиля и видов деятельности. Эти стандарты аккредитованы в международной организации по качеству в здравоохранении и во всемирной организации здравоохранения.
JCI является крупной международной организацией по аккредитации медицинских учреждений. Эта компания делает акцент на повышение безопасности обслуживания пациентов. На сегодняшний день по данным стандартам прошли аккредитацию более 600 медицинских учреждений в различных странах мира. Эта компания также проводит сертификацию различных программ медицинской помощи по многим направлениям.
Внедрение этих стандартов может осуществить только та организация, которая имеет высокий уровень оказания медицинских услуг. Кроме вышеназванных стандартов существуют:
- ISO 9001;
- EFQM;
- премии по качеству.
Из всех перечисленных групп стандарты JCI имеют наибольший уровень сложности. Если в медицинском учреждении низкий уровень развития, то стандарты JCI не принесут эффективных результатов, а их внедрение будет формальным. Высокий уровень развития предполагает эффективный менеджмент организации и высокую степень дисциплины и мотивации персонала. Все сотрудники должны понимать и уметь применять в работе основные элементы менеджмента качества.
Эффективное и адекватное применение стандартов JCI возможно только в тех организациях, которые в своем развитии прошли такой этап, как внедрение ISO 9001. В дальнейшем эти организации совершенствовали свою деятельность на основе премий по качеству. Такие модели стали основой для разработки JCI стандарта.
ISO 9001 позволяет внедрить в реальную практику работы медицинских организаций процессный подход и циклы совершенствования деятельности организаций. Премии по качеству, а именно премия Деминга, премия правительства РФ, премия Болдриджа дают возможность организации повышать уровень качества оказываемых услуг путем применения методов самооценки.
Среди стандартов JCI можно найти различные направления и виды деятельности для медицинских учреждений. Такие стандарты дают возможность повышать уровень удовлетворенности пациентов качеством оказываемых услуг, снизить риски, повысить уровень общей профессиональной культуры и обеспечить безопасность медицинского обслуживания.
Компоненты международного стандарта JCI. Этапы аккредитации
Стандарты JCI включают в себя:
- стандарт для аккредитации поликлиник. Он определяет требования к амбулаторной помощи. В том числе стандарт применяется к учреждениям, которые оказывают амбулаторную помощь в отдельных медицинских учреждениях. Например: стоматологические поликлиники, учреждения, осуществляющие диализ;
- стандарт для аккредитации для стационаров. Такой стандарт определяет требования для стационаров и больниц. Он может применяться к стационарным отделениям медицинских вузов;
- стандарт аккредитации JCI для оказания медицинской помощи на дому. Он определяет требования к медицинским организациям, которые оказывают помощь на дому в том числе и престарелым пациентам;
- перечень требований по комплексному медицинскому обслуживанию, социальной адаптации пациентов, реабилитации и функциональной независимости и пр.
Как правило, аккредитация по стандартам JCI позволяет:
- обеспечить формирование устойчивого уровня расположения пациентов к тому или иному медицинскому учреждению;
- сформировать устойчивый фундамент для развития медицинских работников;
- повысить уровень удовлетворённости пациентов за счет высокого качества обслуживания и всех видов медицинской помощи;
- учесть ожидания и потребности заинтересованных сторон: персонала, пациента, общественных организаций;
- создать систему обеспечения безопасности для пациентов.
Аккредитация – это система процедур, которая позволяет официально подтвердить соответствие объекта установленным критериям и нормам.
Для получения аккредитации JCI необходимо пройти несколько этапов:
- определение стандарта аккредитации и составление плана дальнейших действий. На этом этапе медицинская организация объективно оценивает собственные услуги и возможности, предполагает, какие особенности деятельности подходят под стандарт, и планирует действия по внедрению стандартов;
- получение стандартов и руководства. Для начала работ по внедрению стандартов необходимо приобрести руководства у компании и пройти процесс предварительной регистрации на сайте. Таким образом, организация уведомляет компанию о своем желании пройти аккредитацию.
- проведение обучения или проверка знания сути стандартов представителями медицинской организации. Всегда формируется команда внедрения стандартов;
- первоначальная оценка или понимание возможности реальной оценки практики работы учреждения; составление детального плана внедрения стандарта;
- непосредственное внедрение стандартов. Самый длительный этап, который включает в себя множество процедур;
- регистрация в системе, проведение аккредитации и повторная аккредитация в случае необходимости.