Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста с плоскостопием в условиях школы

Определение и классификации плоскостопия

Определение 1

Плоскостопие – это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое характеризуется изменением конфигурации скелета стопы вследствие уплощения ее сводов, что приводит к нарушению биомеханики ходьбы.

В педиатрии плоскостопие является самой распространенной ортопедической патологией. Причем в 3% случаев оно может выявляться у ребенка уже с самого; в 2 - 4 года плоскостопие выявляется у 24-32% детей, в 40% у детей 7 лет, а к 12 годам оно наблюдается уже у 50% подростков.

В стопе различают поперечный и продольный своды, которые поддерживаются мышцами и связками, что при нормальном функционировании системы обеспечивает поддержание тела в равновесии, смягчение и распределение ударной волны нагрузки при ходьбе, беге и прыжках, а также способствует повышению выносливости к осевой нагрузке.

Классификация плоскостопия.

Наиболее применяемой в практике является классификация по анатомическому признаку.

Согласно данной классификации выделяют следующие виды плоскостопия:

  • поперечное (длина стопы при этом виде плоскостопия уменьшается, а передний ее отдел начинает опираться на головки одновременно всех плюсневых костей);
  • продольное (именно оно чаще всего встречается у детей и характеризуется удлинением части стопы, которая соприкасается при этом с полом всей своей подошвенной поверхностью, и уплощением продольного ее свода);
  • комбинированное (сочетание одновременно поперечного и продольного плоскостопия).

Также у детей по временному отношению появления плоскостопия, различают такие его виды, как врожденное и приобретенное.

Врожденное плоскостопие является достаточно редкой его формой и связано с различными внутриутробными пороками развития мышечно-связочного аппарата и костных структур стопы. Это чаще всего происходит в результате воздействия внутриутробно на плод различных токсических веществ (алкоголь, некоторые лекарственные препараты, наркотические вещества, ядовитые вещества), ионизирующих излучений, радиации, некоторых инфекционных агентов.

«Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста с плоскостопием в условиях школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Среди форм приобретенного плоскостопия у детей в свою очередь, в зависимости от причины происхождения, различают:

  • статическое (самая распространенная форма среди детей школьного возраста, развивается в результате несоответствия между динамической и статической нагрузкой, оказываемой на стопу, и тонусом мышц стопы; такие ситуации могут возникать при ношении неправильно подобранной обуви (тесной или, наоборот, разношенной, а также обуви на толстой подошве), при длительном непрерывном стоянии или ходьбе, при наличии у ребенка избыточного веса или ожирения);
  • травматическое (в результате неправильного сращения после переломов плюсневых, таранной и пяточной костей, лодыжек);
  • рахитическое (в результате поражения костно-мышечного аппарата при рахите);
  • паралитическое (в результате развития паралича или пареза мышц стопы и голени, например, после перенесенного полиомиелита, или вследствие неврологической патологии (энцефалопатии)).

Физическая реабилитация при плоскостопии

У детей для лечения плоскостопия применяются консервативные методы (лечебная гимнастика, массаж, наложение гипсовых повязок или ортезов физиотерапия). К оперативным вмешательствам прибегают только в самых крайних случаях.

Основная задача лечения и реабилитации при плоскостопии - исправление таких явлений, как деформация стоп, то есть уменьшение выраженности развившегося уплощения сводов, коррекция выраженности пронирования положения пяток и степени супинационной контрактуры передних отделов стопы, и укрепление мышц голеней и стоп.

Физическая реабилитация при плоскостопии может быть выполнима в условиях школы на занятиях физической культуры, где дети с плоскостопием должны заниматься в специальной группе.

Основные физические упражнения, рекомендованные к выполнению при плоскостопии:

  1. Оттягивание носков стоп при одновременном их супинировании лежа на спине, вместе или поочередно.
  2. Приподнимание пятки от опоры (пальцы при этом касаются опоры), одновременно и поочередно, лежа на спине.
  3. В положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, бедра разведены в стороны, стопы должны соприкасаться друг с другом своими подошвенными поверхностями. Далее необходимо поочередно отводить и приводить пятки, опираясь на пальцы стоп.
  4. В положении лежа на спине производить скользящие движения по голени стопой другой, при этом пытаясь охватить ее.
  5. В положении сидя согнуть ноги в коленях, стопы должны быть параллельны, затем, опираясь на носки стоп, вместе и поочередно приподнимать пятки.
  6. Поочередное тыльное сгибание стоп, в положении сидя.
  7. Из положения сидя выполнять приподнимание пятки одной ноги, одновременно производя тыльное сгибание стопы другой ноги.
  8. В положении сидя положить одну ногу на колено другой, проделывая круговые движения стопы поочередно в разные стороны. Затем повторить все то же самое другой ногой.
  9. В положении сидя пытаться захватить мелкие предметы пальцами стоп и перекладывать их с места на место.
  10. Сидя в положении «по-турецки», наклонить корпус тела вперед, пальцы стоп подогнуть и пытаться встать, опираясь на наружные поверхности стоп.
  11. В положении стоя поставить стопы параллельно друг другу, на расстоянии ширины ступни, руки положить на пояс. Далее одновременно и попеременно подниматься на носки стоп, затем, опираясь на пятки, поднимать пальцы стоп попеременно и одновременно с двух сторон, далее перекатываться на носки с пяток и обратно.
  12. Из положения стоя, руки при этом разведены в стороны,
  13. вверх или вперед, производить приседания или полуприседания на носках.
  14. В положении стоя поставить стопы параллельно, перенести упор на наружные своды стопы, затем поочередно поднимать пятки, не отрывая при этом пальцев от пола, а также ходьба на месте в таком положении стоп.
  15. Встать на гимнастическую палку так, чтобы она располагалась поперек стоп, стопы поставить параллельно, затем пытаться произвести полуприседания или приседания, помогая себе движениями рук.
  16. Встать на рейку гимнастической стенки, обхватить руками другую рейку, расположенную на уровне груди, производить из такого положения приседания и полуприседания.
  17. Встать на набивной мяч и, помогая себе, движениями рук, производить приседания или полуприседания.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 12.04.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot