Основные принципы взаимоотношений между врачом и другими медицинскими работниками
Врачебная этика – это раздел медицинской этики, включающий в себя положения, касающиеся профессиональных взаимоотношений между врачом и другими медицинскими работниками, в том числе другими врачами, а также между врачом и пациентом.
Нормальные рабочие отношения в коллективе являются обязательным условием успешной деятельности во всех профессиональных сферах, в том числе и в здравоохранении. Между коллегами должны быть установлены доверительные дружеские отношения, они должны понимать друг друга, помогать и доверять друг другу.
Основные принципы профессиональных отношений врача и других медицинских работников:
- Доверительные отношения. Чтобы установить с коллегами доверительные отношения, врач должен внимательно слушать и вникать в суть вопросов, задаваемых ими, а также стараться понять их точку зрения. Причем это касается не только профессиональных вопросов. Врач должен избегать конфликтов с коллегами, а споры решать путем спокойного аргументированного обсуждения. Немаловажным моментом также является умение признавать свои ошибки, это не будет свидетельством незнания, а, наоборот, лишь подтвердит профессионализм.
- Человечное отношение к сотрудникам медицинского коллектива. Врач не должен быть высокомерным и заносчивым по отношению к коллегам, даже если он в профессиональном плане их объективно превосходит. Такое отношение спровоцирует неприязнь со стороны коллег, отношения с ними станут напряженными, что неизбежно негативно скажется на совместной работе. Причем главной “жертвой” таких отношений обычно становятся больные, не имеющие к ним никакого отношения.
- Взаимная передача опыта. Врач должен постоянно учиться, в том числе и, получая знания от более опытных коллег. В целом в обществе у человека нередко по отношению к более успешным и знающим коллегам возникает чувство зависти и неприязни. Зависть сама по себе является деструктивным чувством, а во врачебном коллективе она в принципе недопустима. При наличии сомнений в тактике ведения больного врач не должен пренебрегать мнением коллег. С другой стороны, более опытные и знающие коллеги не должны показывать чувства своего превосходства, если к ним обращаются за помощью. Врачи не должны конкурировать между собой, они должны понимать, что единственной целью передачи опыта является помощь больным.
- Обмен опытом и дружеский настрой касаются не только отношений внутри коллектива одного отделения/учреждения. Доброжелательные отношения должны поддерживаться также и с коллегами из других медицинских организаций и даже стран. Интенсивный обмен профессиональной информацией между коллегами является основой и залогом развития здравоохранения. Это важно не столько в плане врачебной солидарности, сколько в необходимости создания единой информационной базы.
- Взаимное уважение. Если речь идет о здоровье пациента, врач не только сам должен попросить о помощи коллег, если понимает, что его опыта или знаний недостаточно для принятия верного решения, но должен адекватно воспринимать указания коллег на его ошибку. В свою очередь более опытные коллеги в подобных ситуациях должны немедленно приходить на помощь, даже если межличностные отношения с врачом, попавшим в затруднительное положение, у них так и не сложились. Указание на ошибку должно осуществляться наедине, ни в коем случае не в присутствии больных и, по возможности, других медицинских работников. Причем разъяснение ошибки должно происходить профессионально, спокойным тоном, унижающие формулировки и интонации недопустимы.
Взаимоотношения врача с коллегами согласно Кодексу врачебной этики
Взаимоотношениям врача с коллегами посвящен IV раздел Кодекса врачебной этики.
Основные положения из IV раздела Кодекса врачебной этики, описывающие наиболее важные моменты во взаимоотношениях врача и других медицинских сотрудников, выглядят следующим образом:
- Во взаимоотношениях с коллегами врач должен быть честным, справедливым, доброжелательным, порядочным, проявлять уважение к опыту и знаниям коллег и быть готовым к бескорыстной передаче им своего опыта и знания.
- Критика в адрес коллег допускается только при условии, что она аргументирована, неоскорбительна и не дискредитирует коллегу. При этом критика может касаться только профессиональных действий, а не личностей коллег.
- В случае возникновения дискредитирующих ситуаций врач имеет право обратиться в правоохранительные органы и в комиссию по врачебной этике для защиты чести и достоинства.
- Врач не имеет права препятствовать больному, если тот выразил намерение выбрать другого лечащего врача. Профессиональная репутация врача создается только результатами его работы, врач не должен заниматься саморекламой. В то же время врач имеет право распространять информацию о своей квалификации и профессиональных навыках.
- Врач должен быть благодарен своим учителям, а также коллегам, поделившимся с ним своим опытом и знаниями, и сохранять к ним уважение.
- От врача требуется свершение всего зависящего от него для создания внутри рабочего коллектива благоприятной морально-психологической атмосферы. Врач должен принимать активное участие в работе врачебной ассоциации, защищать достоинство и честь своих коллег, а также в допустимых рамках препятствовать осуществлению медицинской практики бесчестными и некомпетентными коллегами, непрофессионалами, наносящими ущерб здоровью пациентов.
- К персоналу среднего и младшего медицинских звеньев врач обязан относиться с уважением, а также в пределах своих профессиональных возможностей он должен содействовать повышению уровня их профессиональных навыков и знаний.
- Нельзя забывать и о соблюдении субординации, как с лицами вышестоящими по должности, так и с подчиненными. Отношения со всеми должны носить официальный характер, в противном случае неизбежно ослабление дисциплины и порядка.