Сущность экспертизы качества медицинской помощи и ее виды
Экспертиза качества оказания медицинской помощи – это систематическая процедура менеджмента, которая позволяет однозначно определить приемлемость или отсутствие целесообразности стимуляции управленческого воздействия на субъекты медицинской помощи.
К основным видам такого систематического контроля относят следующие экспертизы:
- первичную и вторичную (согласно критерию кратности);
- текущую, целевую, аналитическую (согласно критерию поставленной цели);
- проспективную и ретроспективную (согласно критерию времени);
- единоличную, комиссионную, комплексную (согласно критерию численности и состава исполнителей).
Краткая характеристика основных видов экспертизы качества медицинской помощи
Первичная экспертиза качества медицинской помощи – это исследование состояния качества медицинской помощи для составления заключения о том, что гражданин обеспечен /не обеспечен медицинской помощью надлежащего качества.
При этом учитывают мнение нескольких экспертов, чтобы повысить степень объективности полученных данных и реализовать принцип метаэкспертизы. Она реализуется параллельно несколькими экспертами, но схожим комплексом методов, чтобы сопоставить их мнение для выработки согласованного заключения о качестве оказания помощи в каждом конкретном случае.
Повторная проверка указанных выше тенденций проводится если выводы и рекомендации, которые предоставлены экспертом признаются необоснованными. Повторная экспертиза обеспечивается метаэкспретизой.
Текущая экспертиза проводится в том случае, если необходимо отследить верность составления определенной доли документов для лиц, которые закончили лечение или еще находятся в процессе оказания медицинской помощи.
Целесообразно осуществлять текущую экспертизу, используя не менее 10 % от имеющихся историй болезней, осуществляя отбор документации случайным образом.
Целевая экспертиза качества медицинской помощи – это экспертиза, поводом для которой служат какие-либо заявления пациентов.
Такой вид экспертизы проводится по каким- либо единичным случаям оказания медицинской помощи пациентам. Работают, как правило, не менее двух экспертов одновременно, но независимо друг от друга. В последствии полученные результаты обсуждаются и выносится конкретное решение.
Что касается аналитической экспертизы качества оказания медицинской помощи, то она представляет собой анализ совокупности случаев оказания медицинской помощи, которые имеют какой-либо признак сходства, а именно:
- типология возникающих осложнений;
- индивидуальные особенности заболевания.
Проспективная экспертиза проводится в том случае, когда необходимо проконтролировать обеспечение гарантий качества оказания медицинской помощи и в случае необходимости ограничить влияние врача и его ошибок на общий уровень качества предоставленных услуг.
Ретроспективная экспертиза позволяет оценить степень использования медицинским учреждением всех возможностей для оказания медицинской помощи надлежащего уровня качества и определить условия минимизации и предотвращения различных врачебных ошибок в перспективе.
Единоличная экспертиза необходима в том случае, если проводится анализ совокупности технологических медицинских документов. Такой тип экспертизы проводится единолично одним экспертом. Не менее 10% медицинских документов для обеспечения объективности подвергаются метаэкспертизе.
Комиссионная экспертиза качества медицинских услуг проводится группой специалистов, которые анализируют один случай оказания медицинской помощи. В группу могут входит врачи – эксперты одной или нескольких специальностей.
Комплексная экспертиза проводится в том случае, если необходимо готовить обоснованное заключение с привлечением специалистов немедицинских специальностей.
Контроль качества медицинской помощи
Каждый из представленных видов экспертизы качества медицинской помощи предваряется оценкой материально-технического, кадрового, лекарственного обеспечения на момент оказания анализируемого типа помощи.
На сегодняшний день контроль оказания качества медицинской помощи проводится на основании приказа № 363/77 МЗ РФ ФФОМС от 24.10.96 г., который регламентирует контроль качества медицинской помощи различным категориям населения РФ.
Контроль качества медицинской помощи бывает ведомственным и вневедомственным.
Ведомственная экспертиза ставит перед собой цель обеспечения прав пациента на получение медицинской помощи необходимого объема и предусмотренного качества.
Ведомственная экспертиза предполагает определенный порядок проведения:
- первая ступень, проводимая заведующим отделением, оценивается половина случаев за месяц;
- вторая ступень, проводится заместителем главного врача по лечебной работе, учитывая 30 – 50 процентов случаев за последние три месяца;
- третья ступень, которая проводится вышестоящими органами управления здравоохранением.
Обязательной экспертизе качества оказания медицинской помощи подлежат такие случаи, как жалоба застрахованного гражданина, летальный исход, случаи расхождения диагнозов, внутрибольничные инфекции и осложнения, которые возникают в процессе лечения, повторная госпитализация.
Вневедомственный контроль проводится с целью получения полноценных представлений о качестве медицинской помощи теми, субъектами, которые не имеют непосредственного отношения к государственным медицинским организациями. Они руководствуются своими полномочиями.
Вневедомственный контроль осуществляется страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами, страхователями, профессиональными медицинскими организациями. Также его могут выполнять и другие организации.
Что касается предупредительного контроля, то его реализуют в том случае, если предусматривается лицензирование или аккредитация данного медицинского учреждения.
Контроль результата качества оказания медицинской помощи проводится для конкретного пациента или по запросу. Он предполагает полноценный объем информации о больном, правильную постановку диагноза и его обоснование.