Сущность общения в медицинской сфере, структура общения
Общение – это многоплановый, сложный процесс по установлению и развитию контактов между людьми, состоящий из обмена информацией, выработк единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга, который порождается необходимостью совместной деятельности.
В системе здравоохранения особое место занимает общение между врачом (или другим медицинским персоналом) и пациентом. Каждое посещение пациентом медицинского учреждения сопровождается непосредственным взаимодействием его с медицинским персоналом, особую важность представляет общение со своим лечащим врачом.
Одно из ведущих мест в профессиональной деятельности врача занимает коммуникативная компетенция. Это обусловлено тем, что результаты лечения, здоровье и жизнь пациента зависят от результатов коммуникации между врачом и пациентом, являющимися главными участниками общения в сфере медицины.
Общение врача и пациента должно строиться с учетом интересов медицины, психологии, этики, лингвистики и психотерапии.
Структура (содержание) межличностного общения:
- передача информации, или обмен информацией (коммуникативный аспект), при этом передача информации может быть вербальной и невербальной;
- взаимодействие между участниками (интерактивный аспект);
- познание людьми друг друга, то есть восприятие партнерами друг друга и установление между ними определенного уровня взаимопонимания (перцептивный аспект).
Эффективное общение предусматривает тесную взаимосвязь этих трех его сторон.
Обратная связь − это реакция пациента на слова, интонацию, манеру речи и действия врача.
С помощью обратной связи врач может понять, как предоставляемая им информация, он сам и его поведение воспринимает и оценивает пациент, и благодаря этому при возникновении недопонимания в нужный момент устранить его.
Во время диалога между пациентом и врачом постоянно происходит смена коммуникативных ролей «слушающего» и «говорящего», поэтому врач также предоставляет обратную связь, то есть прямо или косвенно выражает свою реакцию.
Значение и виды общения в медицинской сфере
Взаимный обмен информацией между пациентом и врачом называется обязательным профессиональным общением.
Значение взаимного обмена информацией между врачом и пациентом:
- для врача: информация, полученная от пациента (жалобы, данные анамнеза), позволяет врачу определить необходимый перечень диагностических мероприятий, назначить рациональную схему лечения и определить необходимые меры профилактики;
- для пациента: врач доступным языком предоставляет пациенту информацию, позволяющую ему понять характер и причины развития своего заболевания, необходимость лечения и мероприятий по профилактике рецидивов/обострений.
Выделяют две модели взаимоотношений между врачом и пациентом: монологичную и диалогическую.
При монологичной модели общение между пациентом и врачом представляется по большей части в виде монолога знающего специалиста и «невежественного» в каком-либо вопросе слушателя. Например, монологичной моделью общения можно назвать объяснение врачом пациенту сути заболевания и оснований выбора методов лечения при впервые установленном диагнозе, когда пациенту по существу вопроса кроме жалоб в целом больше нечего сказать врачу.
При диалогичной (диалогической) модели общения взаимодействие пациента и врача разворачивается в виде диалога равноправных партнеров, которые с разных сторон обсуждают общую проблему и как бы дополняют познания друг друга в целях формирования более точного представления об истинном положении дел.
Чаще всего общение между пациентом и врачом все же является диалогичным, то есть основанным на диалоге, когда в речевой контакт вступают обе стороны.
У диалога как определенной формы общения, есть своя специфика, благодаря которой он имеет большое значение в процессе организации жизни людей, в том числе в медицинской сфере.
Так, отличительными свойствами диалога являются: склонность участников к постановке вопросов с дальнейшим ожиданием ответов; способность спорить, противоречить, возражать другому участнику, опровергать и доказывать высказывания, отстаивать и аргументировать собственное мнение, а также сомневаться во мнениях, не только оппонента, но и в своем собственном; стремление к пониманию и согласию.
Вероятность достижения успеха в лечении при этом будет выше, если цели врача и пациента совпадают, и если они помогают друг другу. Такой расклад представляется возможным только в том случае, если в общении получается достичь равноправия.
Чтобы диалог проходил успешнее, желательно с самого начала поставить конкретные и четкие задачи и цели общения. К тому же, между врачом и пациентом должны соблюдаться определенные условия:
- На первом месте должны стоять интересы больного.
- Позиция каждого участника общения должна быть разумной и серьезной.
- Больной должен быть осведомлен относительно всех аспектов лечебного и диагностического процесса.
- Между пациентом и врачом должно быть достигнуто доверие, основанное на правдивости и честности.
- Желательно подсознательное чувство симпатии.
- Разделение ответственности между участниками процесса.
В рамках современной медицины сложилась устойчивая диалогическая модель сотрудничества между пациентом и врачом, которая основана на уникальности и равенстве партнеров, различии и оригинальности их точек зрения, ориентации каждого на активную интерпретацию партнером его точек зрения и на понимание, ожидании ответа и его предвосхищении в собственном высказывании. Конечной целью диалога является соотнесение точек зрения врача и пациента, выяснение истины и совместное принятие решения в отношении дальнейших действий.
Важно, чтобы общение между пациентом и врачом было не просто формальной передачей информации, а еще и выработкой общего взаимопонимания, построения лечебно-реабилитационной и диагностической беседы.
Врачу необходимо помнить, что пациент приходит к нему не по собственному желанию, а в связи с возникновением потребности в лечении.