Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Деонтологические особенности общения с пациентами разных возрастных категорий

Личностные характеристики медперсонала, необходимые для успешного взаимодействия с больными

В любой работе, предполагающей взаимодействие с людьми, неизбежно возникают вопросы и проблемы, касающиеся коммуникации. В условиях лечебных взаимодействий и взаимоотношений индивидуальные особенности психики пациента непосредственно соприкасаются с психологическими особенностями медицинского работника.

Задачей персонала является оказание пациенту в ходе такого контакта максимально эффективной помощи, а для этого важно обеспечить бесконфликтное взаимодействие.

Залогом бесконфликтного и эффективного взаимодействия с пациентом является уровень у медработника такого психологического критерия как коммуникативная компетентность.

Определение 1

Коммуникативной компетентностью называется способность человека устанавливать и поддерживать необходимый уровень и качество контактов с людьми, что оценивается достижением взаимопонимания между партнерами по общению, осознанием ими предмета и ситуации общения.

Главные личностные характеристики медицинского работника, способствующие успешному общению с пациентами:

  1. Эмпатия. Эмпатией называется способность человека взглянуть на ситуацию глазами собеседника, точно прочувствовать его эмоциональное состояние и понять смысловые оттенки его внутреннего состояния.
  2. Акцептация заключается в безусловном принятии психологических особенностей больного.
  3. Самоконгруэнтность, или аутентичность. Под данными терминами подразумевается естественность поведения, искренность, согласованность чувств и их выражений.

Особенности общения медицинских работников с пациентами различных возрастных групп

Перед началом процесса общения с пациентом, медицинскому работнику необходимо правильно определить уместную для конкретной ситуации дистанцию взаимодействия, при которой больной чувствовал бы себя безопасно и комфортно.

Если обстоятельства требует изменения дистанции, особенно это касается случаев ее сокращения, желательно объяснить пациенту свои действия, это поможет избежать нарастания агрессии и психологического напряжения. Пациент и так находится в стрессовом состоянии, обусловленным заболеванием, поэтому он особенно нуждается в фиксированном личном пространстве.

«Деонтологические особенности общения с пациентами разных возрастных категорий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Успех взаимодействия с больным также во многом зависит от его возрастной группы и социального статуса.

Для достижения максимальной эффективности общения с больным медицинский работник должен демонстрировать доброжелательность, такт, внимание, интерес по отношению к пациенту и свою профессиональную компетентность.

Деонтологическая тактика общения по отношению к пациентам, как уже было сказано ранее, во многом определяется особенностями психологического отражения своей болезни пациентами разных возрастных групп.

Особенности психологического восприятия своего состояния пациентами разных возрастных категорий:

  1. Дети дошкольного возраста. У пациентов данной группы отсутствует осознание болезни в целом, они еще не умеют полноценно определять и формулировать свои жалобы, склонны к сильным эмоциональным реакциям на отдельные симптомы болезни, часто воспринимают лечебные и диагностические процедуры как устрашающие мероприятия. Также важно понимать, что в период болезни усиливаются дефекты воспитания и черты характера ребенка вследствие чувства страха, а также тоски и одиночества в стенах медицинского учреждения вдали от родственников и друзей.
  2. Пациенты подросткового возраста. У подростков особенностью возраста является преобладающая психологическая доминанта «притязания на взрослость». Также часто отмечается бравада, являющаяся формой само-защиты при внутренней психологической ранимости, и пренебрежительное отношение к заболеванию и факторам риска.
  3. Пациенты работоспособного возраста. В данной возрастной категории возможно совершенно разное отношение к болезни, поэтому, перед выстраиванием деонтологической тактики общения, прежде всего, необходимо познать индивидуальные особенности личности пациента, выяснить, каково его отношение к болезни, медицинскому персоналу и позицию в отношении взаимодействия с медперсоналом.
  4. Пациенты старших возрастных групп (пожилого и старческого возраста). Психологической доминантой в этой возрастной категории является «приближение смерти», «уходящая жизнь». Также характерны чувства одиночества, тоски, нарастающей беспомощности. Кроме того, присоединяются возрастные изменения психики, такие как сужение интересов, повышенная ранимость, обидчивость. Также снижается слух, зрение, возможности самообслуживания, ухудшается память, что делает невозможным ведение прежней активной жизни. Часто пожилые пациенты интерпретируют болезнь только через призму возраста, нередко у них отсутствует мотивация к лечению и выздоровлению.

Особенности деонтологической тактики в отношении пациентов разных возрастных категорий, обусловленные их психологическим восприятием своего состояния при болезни:

  1. Дети дошкольного возраста. В отношении пациентов этой группы деонтологическая тактика должна отличаться особенно теплым эмоциональным отношением, направленным на отвлечение от болезни. Для этого организуют нешумные игры, вечера чтения, а также обеспечивают профессиональное обращение с родителями больного ребенка.
  2. Подростковый возраст. Учитывая возрастные психологические особенности подростков, деонтологическая тактика общения строится с упором на «взрослость» и самостоятельность подростка.
  3. Пациенты работоспособного возраста. Выбранная тактика общения к пациентами данной возрастной категории в первую очередь должна быть ориентирована на социальную и трудовую реабилитацию, для чего требуется коррекция неадекватных установок в отношении заболевания и проведение психотерапии у тревожно-мнительных пациентов.
  4. Пациенты пожилого и старческого возраста. Для успешного общения с лицами этой возрастной группы важно поддерживать у пациента ощущение собственной значимости, подчеркивать тактическое, уважительное, деликатное отношение, не допускать приказного тона, фамильярности и нравоучений, ориентироваться на двигательную активность больного, мотивировать его на выздоровление.
Дата написания статьи: 28.01.2021
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot