Классификация эксплуатационных материалов
Эксплуатационные материалы – это материалы, обеспечивающие стабильную работу механизмов, различных конструкций и машин, но при этом не составляющие основу их конструкции, а расходующиеся в процессе их эксплуатации.
Эксплуатационные материалы классифицируются следующим образом:
- Горюче-смазочные материалы. К данной группе эксплуатационных материалов относятся топливо для двигателей внутреннего сгорания (авиационный бензин, дизельное топливо, автомобильный бензин), масла (моторные, специальные и трансмиссионные), пластические смазки.
- Специальные жидкости. К данной группе эксплуатационных материалов относятся охлаждающие, тормозные, амортизаторные, электролитические, пусковые жидкости, а также жидкости для гидропередач.
- Консервационные материалы. К данной группе эксплуатационных материалов относятся поглотители влаги, синтетический клей, ткани, герметизирующая бумага, ингибиторы, замазки, масла, смазки, антикоррозийные присадки.
- Вспомогательные материалы. К данной группе эксплуатационных материалов относятся ветошь и моющие средства.
- Лаки и краски.
Основные эксплуатационные свойства топлива
К основным эксплуатационным свойствам топлива относятся:
- нетоксичность,
- теплота сгорания,
- стабильность,
- детонационная стойкость и карбюрационные свойства (для бензина),
- антикоррозийность,
- устойчивость к отложению нагара и смол,
- воспламеняемость и вязкостно-температурная характеристика (для дизельного топлива).
Максимальное выделение тепла при сгорании - одно из самых важных требований к топливу. Выделяющееся тепло преобразуется двигателями в механическую работу. Чем выше данный показатель, тем меньше топлива расходуется на один километр пробега.
Образование горючей смеси в карбюраторе зависит от плотности, поверхностного напряжения и испаряемости бензина. При оценке пригодности бензина для карбюраторного двигателя важным показателем является детонационная стойкость, которая заключается в способности бензина противостоять детонации. Для измерения детонационной стойкости используется октановое число. Оно определяется посредством сравнения с эталонным топливом на специальных двигателях с одним цилиндром. Вязкость дизельного топлива оказывает влияние на качество его распыления в двигателей и прокачиваемость по трубопроводу. Вязко-температурная характеристика представляет собой степень изменения вязкости при изменении температуры. Максимальная устойчивость к отложению смол и нагара достигается в условиях пониженной температуры двигателя и малых нагрузок. Коррозийность топлива обусловлена содержанием в нем водорастворимых щелочей, кислот и сернистых соединений. Например, в дизельном топливе содержание серы не должно превышать 0,15%. Различают химическую и физическую стабильность топлива. Химическая стабильность заключается в способности топлива сопротивляться протеканию химических процессов, которые способствует изменению эксплуатационных свойств во время его ранения. Физическая стабильность топлива представляет собой стабильность бензина сохранить полезные качества при испарении.
Моторные масла
Моторное масло – это масло, которое используется для снижения трения между движущимися деталями двигателей внутреннего сгорания.
Моторными маслами обеспечивается предотвращение образования отложений; уменьшение износа составляющих механизма во время трения за счет создания прочной и тонкой защитной пленки на поверхности; защиту металлических составляющих механизма от коррозии; уплотнение зазоров в местах соединений; удаление продуктов износа; отведение тепла от подвижных деталей. К современным моторным маслам предъявляются повышенные требования, а именно: хорошие смазывающие качества, оптимальная вязкость при любом режиме работы, низкий показатель испарения, малый расход, низкий показатель вспенивания, длительный срок эксплуатации; низкий показатель расслоения, сохранение полезных качеств при транспортировке и хранении. Основными качествами моторного масла являются устойчивость к низким температурам и вязкость.
В настоящее время используется три группы моторных масел:
- Минеральное масло, производимое в процессе переработки нефти.
- Синтетическое масло, полностью состоящее из искусственных компонентов.
- Полусинтетическое масло, в состав которого входят синтетические и минеральные соединения.
У синтетического моторного масла самый высокий показатель расхода. Его норма на угар на 30 - 40 % больше, чем у минерального масла. Этим обусловлено его более редкое применение, оно способно обеспечивать качественную защиту механизмов и узлов в условиях нагрузки. У синтетического масла более лучшая вязкостно-температурная характеристика, благодаря чему расход топлива машиной ниже на 5 %.