В современной промышленности, машиностроение лидирующая отрасль по числу занятых, по стоимости продукции и по доле во всей промышленности. Этот вывод следует из того, что именно машиностроение обеспечивает все предприятия и компании необходимым оборудование, а также население необходимыми инструментами и бытовыми приборами.
Так же машиностроение самая многочисленная отрасль по количеству подотраслей (около 200).
Уровень развития машиностроения в РФ
В 2017 году машиностроение возросло по темпам развития больше чем промышленность в целом. По сравнению с 2016 годом машиностроительное производство выросло на 5,3%, данный показатель является самым высоким за последние пять лет.
Однако не смотря на очевидный рост производства, динамика отмечается крайне нестабильной, довольна большое чередование месяцев роста и падения показателей. Однако эта ситуация считается нормальной, в период восстановления после инвестиционного спада.
Стоит так же отметить, что рост в машиностроении наметился благодаря возобновлению инвестирования. К тому же стоит отметить, что значительно увеличился потребительский спрос, что обусловлено упрощением потребительского кредитования. К тому же не последнюю роль играет господдержка, которая была оказана практически всем отраслям машиностроения.
В 2017 году отметился рост в производстве основных видов автомобильной техники на 20 %, что является первым повышением за последние пять лет. В положительной динамике потребительского роста так же сыграло роль автокредитование населения.
Производство сельскохозяйственной техники увеличилось в четверть раза, что обусловлено ростом инвестиций аграриев, которые смогли извлечь выгоду из роста эмбарго.
Так же высокий рост отмечен в железнодорожном машиностроении, выпуск железнодорожной техники по сравнению с 2016 годом увеличился в полтора раза. Это стало возможным за счет обновления парка вагонов, увеличения грузовых перевозок по стране, а также субсидий.
Отдельного внимания достойно производство строительной и дорожной техники, ее выпуск по сравнению с2016 годом вырос на 6%, не смотря на то что данная отрасль в кризис пострадала больше всего.
Однако не все отрасли могут похвастаться стабильным ростом, непростая ситуация до сих пор складывается в отрасли крупного энергетического машиностроения. Производство турбин сократилось на 57%. Это обусловлено долгим циклом производства, к тому же строительство новых электростанций идет на убыль, поэтому энергетическая отрасль не может набрать находимый темп.
Эксперты полагают что в ближайшее время тенденция роста в машиностроении, наметившиеся, впервые с 2014 года, сохранятся. Однако это будет зависеть от целого ряда факторов, к примеру курса валюты, возможного уменьшения господдержки и т.п.
Китай
Машиностроение в Китае за последние годы набрало очень большие темпы роста, по некоторым показателям Китай даже обгоняет такие страны-лидеры как США, Германия, Россия.
51% от всего экспорта этой страны, составляет машиностроение.
Стабильный рост наблюдается еще с начала 90-х годов, главным образом на этом сказываются иностранные инвестиции, постигаемые в страну, к тому же Китай одна из самых многочисленных стран по населению.
Вкладывая свои деньги, иностранные инвесторы требовали высокого уровня и качества, однако Китай не мог похвастаться наличием квалифицированных специалистов. Но с 2000-х годов было подготовлено около 200000 инженеров, а в 2010 году эта цифра возросла до 1000000.
К 2015 году Китай завоевал огромную часть мирового рынка, обогнав при этом США. Так же стоит отметить, что Китай в 2015 году стал лидером в тяжелом машиностроении обогнав при этом Германию.
В 2014 году объем торговли машиностроительной продукцией между Китаем и Россией составил около 10 млрд. долларов, что превысило на 7% показатели 2013 года.
Япония
Япония по праву занимает лидирующие позиции в мировом машиностроении. По данным за 2016 год количество заказов увеличилось на 5%.
Так же в 2017 году экспорт продукции продемонстрировал стабильный рост.
Основными направлениями в Японии являются:
- автомобилестроение;
- судостроение;
- электроника;
- робототехника.
Однако не смотря на стабильность, Япония явно теряет свое преимущество, отдавая свои позиции таким странам как Китай. Но не смотря на все это Япония остается лидером в производстве некоторых продуктов, так, например, в 2013 году выпустили почти 25 млн легковых автомобилей, большая часть из которых была собрана на зарубежных филиалах, но под маркой японских брендов.
Более 90% бытовой электротехники так же производится на зарубежных филиалах. Таким образом освобождая национальные предприятия для осваиваниям и воплощения в жизнь последний слов научно-технического прогресса.
Именно благодаря распределению мощностей производства между зарубежными филиалами и наращиванию выпуска новейшего оборудования Япония удерживается в мировых лидерах машиностроения.
Германия
В машиностроении Германия занимает лидирующие места на протяжении долгих лет. Во многом благодаря автомобилестроению. К примеру, в 2018 году данная отрасль продолжает приносить не малую прибыль за счет экспорта продукции (Опель, Ауди, Мерседес). Но так же, как и во многих странах развитие идет не равномерно, к примеру, поставки в Великобританию сократились на 5%, а в Китай возросли на 2%.
Второе место по уровню развития в стране занимает химическая промышленность. Во многом это благодаря не малым инвестициям в исследования и опытно-конструкторские разработки.
К тому следует отметить что машиностроение Германии оказывает не малое влияние на экономику ЕС. Главной особенностью является направленность на экспорт пусть не самых дешевых, но уникальных продуктов.
Не смотря на нелегкое положение промышленности в целом по всему миру, кризис никак не коснулся Германии. Именно машиностроение позволяет Германии держаться на пятом месте в промышленности в мире.