Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение: сущность и история развития

Определение 1

Тяжелое машиностроение - это материалоемкая отрасль машиностроения, характеризующаяся большим потреблением металла и малой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят:

  1. Металлургическое производство
  2. Горно-шахтное производство
  3. Производство турбин и прочего крупного энергетического оборудования
  4. Производство тяжелых станков
  5. Производство морских судов и др

Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления. Большинство заводов тяжелого машиностроения имеют значительного размера цеха, располагают большой заготовительной базой для отлива деталей, техникой большой грузоподъемности и т. п.

В дореволюционное время в России тяжелое машиностроение было развито слабо, лишь немногие заводы занимались выпуском подобной продукции. В СССР для развития данного направления были реконструированы, объединены и построены многие новые заводы, что позволило в довольно короткие сроки избавиться от импорта большинства видов оборудования.

Тяжелое машиностроение работает не только для производства оборудования для народного хозяйства России, но и для экспорта продукции за границу.

С развитием металлургической промышленности стало развиваться и тяжелое машиностроение.

До 1917 года заводов, специализирующихся на производстве горного оборудования фактически не было, вся техника поступала из-за границы.

В 1930 году был организован первый завод – Кыштымский механический завод. В годы войны был нанесен немалый урон производству горнодобывающего оборудования. Часть заводов пришлось перенаправить в восточные части страны.

Наиболее крупными центрами изготовления горнодобывающего оборудования считаются Новокузнецк, Кемерово. В Красноярске располагается наиболее крупный завод по производству тяжелых экскаваторов, применяемых при освоении буроугольных месторождений.

«Тяжелое машиностроение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие угольного машиностроения начинается с 1924 года, когда был построен ряд заводов. В последующие годы начался активный выпуск буровых станков, шахтных лебедок, оборудования для механизации поверхности шахт и др.

Подъемно-транспортное же оборудование целиком и полностью поставлялось из-за границы. В дальнейшем оно также начало производиться на различных отечественных машиностроительных заводах, ввиду роста спроса на данную продукцию.

Так же к тяжелому машиностроению стоит отнести и дизелестроение, в которое входит производство дизелей судовых, тепловозных, для стационарной и передвижной энергетики, буровых установок и др.

В 19 веке дизелестроение начало свое активное развитие, были созданы дизели стационарного и судового применения. Уже к 1940 году в СССР выпускалось 19 видов дизелей. Был проведен ряд работ по повышению надежности и сроков службы дизелей.

Наряду с этим развивалось и энергетическое машиностроение, налаживался выпуск паровых турбин, генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Конечно же, оно требовало высококвалифицированных кадров, поэтому подобные центры располагались лишь в крупных городах.

Причины кризиса отраслей тяжелого машиностроения

Причин «сонного» состояния данной отрасли довольно много. Одной, весьма немаловажной, является неправильная логистика. Неверное расположение заводов сильно отражается на финансовом состоянии каждой отрасли, так как производитель грузоперевозок диктует свои правила. Гораздо разумнее, к примеру, располагать производство лесозаготовительной техники в Карелии, а собирающей урожай – в Ставропольском крае.

Еще одной проблемой считается отток кадров, так как наличие живой конкуренции требует большого потенциала кадровых ресурсов. За последние 15 лет приток молодых специалистов резко снизился. Многие ученые уезжают на Запад.

Еще одной существенной проблемой можно по праву считать географический разброс предприятий тяжелого машиностроения. Нестабильные цены на нефть, а, следовательно, и на бензин, затрудняют транспортировку продукции тяжелого машиностроения.

Тяжелое машиностроение в нынешнее время

В 2015 году объем рынка тяжелого машиностроения составил 114% к 2014 году, а также увеличилось внутреннее производство на 29%.

Так как от тяжелого машиностроения зависит функционирование сырьевых отраслей, была разработана стратегия его развития. Согласно этой стратегии необходимо повысить конкурентоспособность отрасли путем антикризисной поддержки государства, это в какой-то мере поможет выйти машиностроению из кризисного коллапса.

Одной из проблем тяжелого машиностроения можно считать проигрыш отечественных производителей зарубежным конкурентам по цене и качеству машин. Именно поэтому 80% все еще составляют поставки из зарубежных стран. Так же некоторые высокотехнологические комплектующие не производят на Российских заводах. В итоге за счет таможенных издержек стоимость конечного продукта растет.

Так же в последнее время растет давление со стороны иностранных конкурентов, за счет оказываемой им государственной поддержки.

Из-за кризиса 90-х годов, набор кадров был прекращен на некоторое время, что привело к разрыву в составе конструкторских, технологических и рабочих кадров. К относительно небольшому количеству персонала предъявляются высокие требования.

Замечание 1

Продажи в тяжелом машиностроении претерпевают спад из-за недостаточной конкурентоспособности.

В 2008 году был создан комитет по тяжелому машиностроению, чьей задачей является выработка единой позиции в отношении тяжелого машиностроения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что поддержка государства должна быть направлена на решение следующих проблем:

  1. Технологическое отставание российской продукции от зарубежной
  2. Отсутствие долгосрочных контрактов на поставку продукции
  3. Недостаток квалифицированных кадров

В результате проведения ряда мер, направленных на поддержку развития тяжелого машиностроения, условия для российских производителей должны выровняться относительно зарубежных конкурентов. Так же не стоит оставлять без внимания то, что тяжелое машиностроение является фундаментом обороноспособности России. Так же тяжелое машиностроение важно и для бизнеса.

Дата последнего обновления статьи: 17.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot