Современное машиностроение и его проблемы
Состояние экономики и промышленности зависит от состояния развития машиностроения, так как именно данная отрасль оснащает капитальными ресурсами, машинами, оборудованием, предприятия и производства и является проводником достижений научно-технического прогресса.
Так же машиностроение имеет огромное влияние на ВВП, материалоемкость и энергоемкость напрямую связанны с обороноспособностью государства.
20% в промышленности страны приходится на машиностроение. В развитых странах на долю продукции машиностроения приходится от 30 до 50%.
В 2014 году доля машиностроения в ВВП составила 8%. Конечно же, следует заметить, что, несмотря на все старания на сегодняшний день уровень развития машиностроения в России уступает многим даже развивающимся странам.
Ситуацию не может исправить даже внедрение новых технологий, заимствованных у зарубежных развитых стран.
Данного уровня развития машиностроения не достаточно для конкуренции с азиатскими и европейскими странами.
Так же отрицательно сказывается на машиностроении нынешняя политическая обстановка страны.
Стопорящим фактором для машиностроения служит отсутствие финансирования, а ведь именно оно составляет основную часть основного капитала. Все менее стоит надеяться на поддержку государства. Так же учитывая нынешнее политическое положение, маловероятны инвестиции из-за рубежа.
Однако существуют и другие пути повышения эффективности машиностроительных отраслей, которые не требуют больших финансовых вложений. Практически на каждом производстве существуют внутренние резервы, образованные на основе снижения потерь материалов и сырья, возникающих из-за несовершенства процесса.
Существуют методы снижения подобных потерь, как за рубежом, так и в России. Однако внедрение таких методик требуют безотказного механизма, квалифицированного персонала и т. п.
Современное машиностроение основывается на наукоемких технологиях. Функциональная нагрузка переносится с механизации на интеллектуальные компоненты (компьютеры, роботы и т. п.).
Появляется «новая экономика», которая основывается на информационных услугах, дающих возможность потребителю погрузиться в виртуальный мир для освоения новых познаний.
Из этого можно сделать выводы, что современное машиностроение и информатизация общества создают целостную новую среду обитания, внутри которой существует и учится человек.
Сложность нынешних технологий и их создание на основе современного наукоемкого продукта требуют концентрации финансового и интеллектуального капитала, чего, к сожалению, не могут обеспечить ресурсы одной экономики.
Так как одна страна не может создать технологическую цепочку полностью, уже давно данные технологии перешли региональные границы, что привело к созданию транснациональных корпораций.
Для поддержания конкурентоспособности необходим определенный каркас научно-технических структур (наука-технология-производство).
Новейшими отраслями машиностроения считаются робототехника, электроника, радиотехника. Каждая из данных отраслей требует большого взаимодействия с научными технологиями.
Основные проблемы машиностроительного комплекса
Стоит заметить, что машиностроительный комплекс пострадал больше всех в ходе последних кризисов, и это при том, что он является основой промышленного производства.
Выделяется ряд факторов, предопределяющих важность поиска решений проблем машиностроения:
- Машиностроение – это катализатор научно-технического прогресса, оказывающий влияние на все сектора экономики.
- Машиностроение по праву считается наиболее сложной отрасль промышленности, производящей широкую номенклатуру продукции.
- Многие предприятия работаю на оборонный комплекс.
- По стоимости выпускаемой продукции, машиностроение занимает лидирующие позиции.
- На долю машиностроения приходится 15% ВВП, 20% производимой продукции и 25% стоимости основных фондов.
Из этого можно сделать выводы, что проблемы машиностроительного комплекса требуют незамедлительного решения.
Наиболее значимой проблемой можно считать зависимость машиностроительного комплекса от платежеспособности отраслей, на спрос которых оно ориентируется. То есть, неся финансовые потери, промышленные отрасли вынуждены сокращать заказы продукции машиностроения.
В последнее время рост машиностроительного комплекса остановился на одном уровне, тогда как в зарубежных странах он увеличивается с каждым годом.
Есть некоторые отрасли (судостроение, вертолетостроение, радиотехника), где износ оборудования достигает 70%. А это значит, что внедрение новых технологий не представляет возможности. Многие отрасли требуют кардинальную модернизацию. Из чего следует, что на сегодняшний день не все предприятия могут выпускать конкурентоспособную продукцию.
Более 90% основных производственных фондов российского производства, что затрудняет процесс обновления оборудования за счет импортных комплектующих. Для исправления данной ситуации требуются не малые инвестиции. К примеру, в год требуется введение около 50 тысяч единиц нового оборудования.
Осложняет ситуацию и то, что с каждым годом все больше зарубежных фирм проникают на внутренний рынок, создавая все большую конкуренцию.
Еще одной немаловажной проблемой является нехватка квалифицированной рабочей силы. На сегодняшний день средний возраст работника стремительно приближается к пенсионному возрасту. К тому же стоит отметить, что старшее поколение зачастую не в состоянии овладеть новыми технологиями. Острая нехватка молодых кадров значительно тормозит процесс модернизации.
Для решения многих проблем необходима модернизация сразу всех отраслей машиностроения, что, конечно же, задача нереальная. На это нахватает ни финансовых ни человеческих ресурсов. Именно поэтому главной задачей можно считать выбор приоритетных отраслей, которым будет оказана помощь вначале.