Развитие машиностроения в России
Машиностроение является одной из важнейших отраслей промышленности. Она тесно связанна с научно-техническим прогрессом. За годы своего развития эта отрасль претерпела немало реорганизаций и изменений, связанных с нестабильным финансовым положением России (кризис 90-х, санкции США и др).
Не смотря на то, что данная отрасль не настолько наукоемка, как например фармакология, от ее развития зависят остальные отрасли, так как именно машиностроение обеспечивает их оборудованием, техникой и т. п.
В 90-е годы, в период кризиса, машиностроение претерпело спад производства, но уже в 2000-х темп выпуска продукции начал расти и даже занимал лидирующие позиции среди стран (свыше 20%).
В российском машиностроении 80% предприятий являются частными и лишь 20% находятся на государственном попечении.
Ведущие направления развития российского машиностроения:
- Устранение монополий, которые составляют 80% производств России
- Увеличение высокоразвитых производств по выпуску станков, нефтяного оборудования
- Открытие новых и укрепление старых экономических и технологических связей со странами дальнего и ближнего востока
- Стимулирование инвестиций отечественных предприятий
- Государственная поддержка предприятий
Факторы развития машиностроения
Считается, что для лучшего развития машиностроения требуется соблюдение пропорций 1:2:4. Где 1 – это темп развития хозяйства и экономики страны, 2 – состояние машиностроительной сферы, а 4 – уровень развития электроники и приборостроения.
К сожалению, в России это соотношение совсем иное – 1:0,98:1. Именно поэтому наш машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным странам.
На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.
Ассортимент, выпускаемый машиностроительной отраслью, отличается большим разнообразием, что обуславливает различные принципы размещения производства. Хотя, порой в одних районах располагаются исключительно профилирующие производства, а в других только те, что будут удовлетворять потребности населения.
Оптимальным вариантом для развития машиностроения является совпадение места производства с местом добычи сырья необходимого для данного производства, что значительно сокращает расходы на транспортные перевозки, оборудование.
Современное состояние росийского машиностроения
Если судить по проблемам и перспективам развития машиностроения, то можно смело сказать, что его нынешнее состояние оценивается как депрессивное. С одной стороны, производство вещей личного пользования (автомобилей, компьютеров и т. п. продукции) возросло, с другой же, наоборот, наметился спад производства крупной техники (комбайны по уборке зерна).
Так в XX веке стремительно начало расти производство такого оборудования как телевизоры, холодильники и прочая бытовая техника.
Особенности развития машиностроения в 2000 годы:
- Ускоренные темпы увеличения производственных мощностей на территории России
- Не столь интенсивное развитие машиностроения на востоке
- Увеличение производства в центральном регионе на 41%, за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей
- Благодаря программе по выпуску нефтегазодобывающего оборудования интенсивно развиваются предприятия Западной Сибири
- Восточная Сибирь не столь развита, скачок производства наблюдается только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.
В развитии машиностроения можно наметить 2 основных направления, первое – это решение социальных проблем (выпуск машин, медицинской техники, предметов оборудования и т. п.), второе – это развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности (выпуск вычислительной техники, танкостроение, приборостроение).
Факторы, влияющие на эффективность развития машиностроения:
- Научно-технический прогресс
- Специализация
- Кооперирование
- Концентрация
- Комбинирование производства
- Наличие трудовых ресурсов
- Близость к источникам сырья, материалов и потребителям
- Объем транспортных работ и затрат на транспортировку.
Среди этих факторов наиболее значимыми по праву можно считать специализацию и кооперацию. Благодаря специализации повышается эффективность развития машиностроения. Например, автомобильный комплекс включает в себя следующие специализации: ремонтно-строительная, литейная, дизельная, прессово-рамная, кузнечнопрессовая, автосборочная. Наличие всех этих специализаций позволяет заводу легко переключиться со сбора одной модели автомобиля на другую.
Кооперирование – это участие в производстве готовой продукции, нескольких предприятий. Например, Волжский автозавод кооперативно связан более чем с 300 смежными странами, в том числе и зарубежными, которые поставляют ему более 500 наименований материалов.
Поддерживать кооперативные связи выгоднее всего с близкими друг к другу предприятиями, особое место выделяется предприятиям внутри экономического района, что существенно сократит расходы на перевозки.
По сравнению с 1990 годом нынешнее положение машиностроения находится в тяжелом состоянии. Доля машиностроения составляет всего 15%.
Больше всего пострадала авиационная, оборонная промышленность, тяжелое машиностроение, электротехническая промышленность, станкостроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Несмотря на этот спад, военное машиностроение набирало темп.
Проблемы и перспективы развития российского машиностроения:
- 95% продукции производится в европейской части страны
- Большая доля металлоемких видов машиностроения
- Около 40% предприятий связанно с военно-промышленным комплексом
- Проблема перехода на выпуск гражданской продукции
- Низкое качество гражданской продукции и ее неконкурентоспособность на мировом рынке.