Судостроение – это сложный процесс производства морского транспорта.
Данное производство требует наличия множества квалифицированных специалистов.
Машиностроение как отрасль промышленности
Машиностроение – крупная отрасль производства, занимающаяся изготовлением оборудования и предметов народного потребления.
Основная задача машиностроения заключается в постоянном повышении качества производства автомобилей и оборудования, а также в увеличении объема производства на предприятиях.
Машиностроение включает 225 отраслей, взаимодействующих между собой.
Прежде всего машиностроительное производство имеет прочные связи с черной металлургией, так как использует ее продукцию, а металлургические комплексы в свою очередь используют отходы машиностроения в своей работе.
Предприятия машиностроения размещают по определенным критериям. Самый важный принцип заключается в наличии поблизости металлургических баз и квалифицированных кадров. Преимуществом будет близкое расположение научных центров и рынка сбыта. Важная роль принадлежит специализации и кооперированию.
История судостроения
Судостроения появилось ещё в древности, когда возникла острая надобность в больших судах. Интенсивное развитие судостроения началось лишь в XV—XVI веках на территории Испании и Португалии. А затем оно начало развиваться и в других странах – в Англии и во Франции.
Поставку материалов для производства парусов и судов осуществляли Великое княжество Литовское и Российская империя, ведь изначально суда строили из дерева, а паруса ткали из льна.
Благодаря постепенному развитию этого производства значительно увеличивались размеры созданных кораблей.
Во время производства корабелы пытались найти всё новые и новые способы, которые помогли бы ещё больше усовершенствовать характеристики судов, такие, как скорость или грузоподъёмность корабля.
Морское машиностроение
Морской транспорт играет большую роль в экономическом развитии страны, потому что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей, так как с каждым годом увеличивается объем мировых морских грузоперевозок.
Данным видом производства занимаются только специализированные предприятия и верфи. По статистике, один работник морского машиностроения обеспечивает работой 4 человека из другой сферы деятельности благодаря производству кораблей и судов.
Методы постройки судов постоянно улучшаются наряду с активным развитием науки и техники.
В производстве судна есть ряд важных этапов:
- достапельный этап, направленный на обработку материалов и создание отдельных деталей;
- стапельный этап, что заключается в сборке корпуса судна, состоящего из отдельных блоков, также проводится проверка на водонепроницаемость и полную изоляцию помещений от воздействия воды;
- достроенный этап, на котором проходит ряд действий для спуска судна на воду, для достройки;
- последняя проверка производства – комплексная: ревизия, пробное швартование и контрольный выход в море.
Судостроение относится и к тяжелому, и среднему машиностроению.
Оно делится на два вида:
- Морское.
- Речное.
Суда всех типов выполняют ряд важных задач и имеют огромное количество функций таких, как транспортировка грузов в различные страны мира, спасательные операции, проведение мероприятий по очистке экологической среды, укладка кабелей и труб в мировом океане, научные исследования, рыболовство, экскурсии и круизы, военные операции и другие важные задачи.
Вместе с развитием морского машиностроения увеличивается количество заказов на крупные и сложные суда, это делает производство более трудоемким.
К наиболее перспективным видам продукции относится такое направление коммерческого и продовольственного производства, как изготовление суден для рыбодобывающей сферы.
Отдельного внимания заслуживают грузопассажирские суда, предназначенные для речного судоходства.
Проблематика судостроения
В настоящее время существует множество факторов, которые препятствуют развитию судостроения. Одной из проблем является то, что развитие кооперирования между судоремонтными и судостроительными производствами практически не осуществляется. Это приводит к тому, что развитие этих сфер не совершенствуется и стоит на месте.
Важной проблемой остается увеличение трудоемкости производства. Это происходит вследствие высокого показателя издержек, так как из-за технических проблем с оборудованием иногда невозможно вовремя закрыть сроки строительства. Одной из причин этого является растущая стоимость импортного оборудования.
Проблемой является также большая конкуренция в сфере судостроения среди многих стран мира. Подобные суда востребованы на мировом рынке из-за того, что являются одним из наиболее востребованных видов продукции, оказывающей четкую перспективу.
- Системная проблематика. Она обусловлена проблемами развития экономической сферы, наличием правового обеспечения и государственного регулирования. К сожалению, решение данных проблем происходит с переменным успехом.
- Резкое уменьшение объемов работ по заданным показателем. Некачественное формирование сроков на установку цен на производство оборонной и гражданской продукции. Это способствует резкому уменьшению заработной платы и провоцирует малое количество квалифицированных специалистов на предприятиях.
- Отсутствие четкой структуры заказов. Зачастую предприятия вынуждены брать нерентабельные и даже убыточные заказы. Это приводит к большим затратам на подготовку материалов и процесса производства.
- Недостаточное финансирование предприятий является актуальной проблемой в сфере морского машиностроения. Инвестиционные программы не уделяют должное внимание для финансирования производства, т.к. не считают выгодным спонсировать изготовления убыточных для них работ.