Металлургия и машиностроение: взаимосвязь
Металлургия – отрасль обрабатывающей промышленности, состоящая из нескольких ступеней:
- Добыча руды
- Первичное извлечение металла из руды
- Улучшение качества извлеченного металла.
Связь металлургии с другими отраслями обуславливается обеспечением их металлом и конечной продукцией металлургической промышленности – прокатом.
До 50% потребления проката принадлежит таким отраслям как машиностроение и металлообработка. В металлургии прокат используется для дальнейшей обработки (20-25%), а в строительной области используется до 20% проката (металлические конструкции, производство железобетона и т. д.). В транспортной промышленности используется до 10% проката, в виде рельсов и т. п.
Машиностроение как более крупный потребитель металлов, тесно связанно с металлургией. В свою очередь продукция машиностроения потребляется всеми отраслями народного хозяйства. Наиболее металлоемкими считаются тяжелое машиностроение, которое отличается большим потреблением металла. В свою очередь продукция тяжелого машиностроения обеспечивает предприятия металлургического, горнодобывающего, нефтяного и др. отраслей промышленности.
Так же производство металлургического оборудования, располагается в районах производства стали и проката. Машиностроение обеспечивает металлургию такие оборудованием как доменные печи, прокатное оборудование, дробильное оборудование, горнодобывающее и тп.
Металлургия подразделяется на черную и цветную металлургию.
Черная металлургия в свою очередь тесно взаимодействует с такими отраслями промышленности, как горнодобывающая, угольная, энергетическая, химическая.
В последнее время рост черной металлургии снижен, что обусловлено малой емкостью внутреннего рынка. В общем потребность в черной металлургии составляет 70% объемов выпуска, где 20% обеспечивается за счет импорта. Из этого следует, что черная металлургия ориентирована на внешний рынок. Доля экспорта превышает 40% в черной металлургии и 50% в цветной.
При этом рост промышленности и строительства, которые являются главными потребителями металлургии, позволит снизить долю экспорта, которая в свою очередь на 2000-е годы составляла половину из выпускаемой продукции. Наиболее устойчивыми в сфере экспорта являются чугун и железная руда.
Важнейшие позиции экспорта идут на снижение объемов поставок, что в свою очередь приводит к выводу, что внешнеэкономическая деятельность металлургического комплекса связанна с рисками, которые оказывают воздействие на ее производство.
В настоящее время доля потребления машиностроением, черной металлургии, составляет менее 30%, что гораздо ниже показателей в дореформенное время (50%). На цветные же металлы спрос упал в два раза.
Из этого можно сделать вывод, что от развития машиностроительного комплекса, напрямую зависит развитие и объемы металлургии. Несмотря на достаточно умеренные темпы прироста в машиностроении, его развитие по сравнению с остальными отраслями промышленности, сильно отстает от дореформенных. В первую очередь это связанно с низким инвестированием машиностроения по сравнению с другими отраслями промышленности.
Проблемы металлоемких отраслей машиностроения
В металлоемких отраслях машиностроения складывается не самая легкая ситуация. Начиная с 2002 года выявился рост цен на черную металлургию и являлся самым высоким во всей промышленности. Такая ценовая политика привела к снижению конкурентоспособности и рентабельности продукции.
Решением данной проблемы служит взаимодействие металлургии и машиностроения. Данное межотраслевое взаимодействие должно создать все условия для расширения внутреннего рынка за счет развития машиностроения, в то время как спрос на инвестиционное оборудование для черной металлургии обеспечит рост спроса в металлургическом и горнодобывающем машиностроении.
К тому же для обновления производственного аппарата требуются довольно объемные капиталовложения. Учитывая это, только доходы металлургической промышленности могут обеспечить инновационно-технологическое перевооружение машиностроения и полное обновление аппарата за 10 лет.
При этом если внешнеэкономическая позиция не потерпит сильных изменений, то затраты на оборудование для металлургического комплекса не превысят 50% получаемой прибыли.
Возможности металлургии и машиностроения выпускающего горно-шахтное, горнодобывающее оборудование, в какой-то степени ограничены износом производственной базы и недостаточной квалификацией рабочего персонала.
Темпы роста в 2005-2007 годах составили всего 20%.
В 2008-2012 годах темпы роста выпуска металлургического и горного оборудования в среднем составил 7%.
При этом большая часть оборудования для перевооружения металлургического комплекса закупалось за рубежом.
Наиболее высокие темпы роста развития металлургического комплекса возможны лишь при увеличении финансирования и повышении уровня загрузки производства машиностроения.
Сложнее ситуация складывается в станкостроении и инструмент строении (одна из составляющих технологического процесса), так как они зависят от машиностроения, а у нее в свою очередь малая инвестиционная активность. Недостаточное финансирование тормозит процесс выпуска высококвалифицированного оборудования, не уступающего по своим характеристикам зарубежным аналогам. Таким образом всего 17% необходимого оборудования может быть произведена здесь, остальное придется закупать за рубежом.
Со временем будет увеличена потребность машиностроения в металлургии. Дополнительная потребность в черных металлах связанна с выпуском инвестиционной техники, спрос на которую с 2005 года вырос на более чем на 60%.
Основной разбег металлургическое машиностроение получило в годы первых пятилеток, и со временем, увы, этот процесс пошел на спад.
Следует отметить, что за последние тридцать лет не было построено ни одного нового завода с использованием продукции металлургии.