Машиностроение Поволжья
Машиностроительный комплекс одна из сложнейших отраслей промышленности Поволжья, что составляет 1/3 всей промышленной продукции. Машиностроительная отрасль отличается малой металлоемкостью. Собственной металлургией Поволжье пользуется в малой доли, в основном используя металлургическую базу Урала.
Номенклатура машиностроения Поволжья достаточна широкая: автомобили, станки, тракторы, счетно-решающие приборы, моторы, подшипники, велосипеды, суда, самолеты, вертолеты и тд.
Поволжье крупнейший производитель автомобилей в стране, этому способствует наличие хорошей транспортной сети. Уровень ее развития позволяет организовывать широкие связи по кооперированию.
В отраслях машиностроения Поволжья преобладают наукоемкие отрасли (электроника, приборостроение, авиокосмическая промышленность). Так же Поволжье считается автомобильным цехом страны. Например, автозавод ВАЗ (Тольятти) занимается выпуском легковых автомобилей, Камский комплекс выпускает большегрузные машины, Ульяновский завод выпускает вездеходы, автобусы и троллейбусы выпускают в Энгельсе.
Самара, Казань, Саратов – лидеры по выпуску аэрокосмической техники, Казань же является лидером в вертолетостроении.
Так же Поволжье считается центром по переработки нефти, вдоль Волги расположены нефтеперерабатывающие заводы (Волгоград, Саратов, Самара).
Еще одна отрасль, на которой специализируется Поволжье — это электроэнергия (Татарстан).
Так же Поволжье занимает первое место в химической промышленности. В Самарской области ведется добыча серы, а в Баскунчаке добывается соль.
Казань и Нижнекамск занимается производством синтетического каучука, а Волгоград и Самара – пластмассы. Химическое же волокно производится в Волжске и Нижнекамске.
Астрахань является крупнейшим центром речного судостроения.
Саратов является важнейшим промышленным центром Поволжья. Здесь сосредоточенны две трети промышленной продукции, которая выпускается хорошо оснащенными машиностроительными предприятиями страны.
В Саратове неплохо развито приборостроение, саратовские предприятия производят различные станки, транспортное оборудование, электростанции для сельского хозяйства, проволоку, гвозди, холодильники и другие виды машиностроительной продукции.
Развитие машиностроения в Поволжье, ускорилось за счет развития энергетики, нефтегазовой и химической промышленности. Выгодное транспортное расположение района обусловило появление системы нефтепроводов.
Развитая транспортная сеть, соседство с Центральным районом, наличие квалифицированных кадров, вызвали необходимость создания приборо- и станкостроительных заводов.
Поволжье является третьим после Центра и Урала, регионом по масштабам и уровню развития промышленности (более 12%).
За годы долгих реформ доля машиностроения значительно снизилась, также это затронуло и легкую промышленность.
Ульяновский автомобильный завод
Основан в 1941 году, располагается в Ульяновске, входит в состав холдинга «Соллерс».
Производит полноприводные автомобили: внедорожники, легкие грузовики, микроавтобусы.
1966 и 1976 годах завод награжден орденами Трудового Красного Знамени.
Ульяновский автомобильный завод изначально был частью московского завода ЗИС, который во время второй мировой войны был перенаправлен в Ульяновск. В 1943 году было принято решение на базе эвакуированного завода построить полноценный автомобильный завод. С 1947 года завод занимался выпуском грузовиков (ГАЗ-ММ, ГАЗ-69). В 1974 году с конвейера сошел миллионный грузовик.
Модельный ряд УАЗ постоянно модифицируется. В 2005 году начался выпуск УАЗ Патриот, с 2008 начали выпускать УАЗ Пикап, а с 2015 выпускается УАЗ Профи.
Аэрокосмический комплекс Самары
Это один из высокотехнологичных секторов региональной экономики, включает в себя три подгруппы:
- Ракетно-космический
- Двигателестроительный
- Авиастроительный
В состав аэрокосмического комплекса входит около 20 предприятий. На сегодняшний день данный комплекс находится в выгодном положении, благодаря постоянным заказам на космическое оборудование со стороны государства.
«ЦСКБ-Прогресс» ведущая организация по разработке и эксплуатации ракет-носителей, центр которого находится в Самаре.
В 2009 году не смотря на кризис объем заказов увеличился на 66% от России и российско-французской компании «Старсем».
В 2010 году произошел рост мощностей.
На 2011 год были поставлены задачи по запуску ракет-носителей «союз» и «Союз ФГ».
Подгруппа двигателестроения включает в себя два предприятия ОАО «Кузнецов» и ОАО «Металлист».
Беря во внимание значимость самарского моторостроения, предприятия, находящиеся в области были объединены в Объединенную двигателестроительную корпорацию.
ОАО «Авиакор – авиационный завод» является основой авиастроительной подгруппы. На сегодняшний день предприятие находится на поддержке государства и поддержки «Базовый элемент».
Авиационный завод тесно взаимодействует с Объединенной авиационной корпорацией. Одним из факторов задерживающим слияние с ОАК, является задолженность авиационного завода перед областным бюджетом.
Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин
Завод занимается выпуском уникальных ЦМК-шин, с 2009 года входит в состав нефтехимического комплекса ПАО «Татнефть».
Завод выпускает 1,2 миллиона шин в год. «Татнефть» инвестировала в предприятие в общей сложности 18 миллиардов. Завод обеспечивает растущий спрос автопроизводителей на шины новой комплектации. ЦМК-шины отличаются высоким качеством и экологичностью.
Данный проект стартовал в 2007 году. В данном проекте Нижнекамский завод сотрудничает с немецкой фирмой по производству ЦМК-шин. В 2010 году были выпущены первые шины. Нижнекамский завод обеспечивает продукцией такие крупные предприятия, как ПАО «КАМАЗ», ОАО «НЕФАЗ», ООО «МЗ Тонар», а также поставляет шины более чем в 22 страны мира.