История становления и развития российского машиностроения
Машиностроение как отрасль берет свое начало в 18 веке, в этом веке впервые выпустили такие агрегаты как ткацкие станки, прядильные и паровые машины. Подвигло машиностроение на бурное развитие создание первых усовершенствованных станков металлорежущих, а также создание других металлообрабатывающих станков.
Результатом всего этого стал переход от мануфактурного производства к промышленному, этот период и стал началом машиностроительной эпохи.
Начало ему было положено в 1712 в Великобритании, где была создана первая паровая установка, Томасом Ньюкомен. Позже Джеймс Уатт создал первый паровой двигатель.
В Россию машиностроение пришло в 1804 году, когда в Санкт-Петербурге был открыт первый завод, который занимался выпуском паровых двигателей. Чуть позже завод занялся производством железнодорожного оборудования и пароходов.
Активно развиваться машиностроение начало в 19 веке, в эти годы сложились основные машиностроительные центры России: Петербург и Прибалтика. Уже к концу 19 века на данную территорию приходилось 4/5 от всей продукции машиностроения.
Наиболее развитыми отраслями стали транспортное машиностроение и сельскохозяйственное.
Транспортное машиностроение в основном занималось выпуском вагонов и паровозов, что в свою очередь было обусловлено активным строительством железных дорог. Главными центрами выпуска железнодорожной продукции были Петербург, Урал и Центральный район.
Уже в те годы Россия обеспечивала машиностроительной продукцией не только себя, но и зарубежные страны.
В 50-е годы 19 века начало развиваться железнодорожное и судостроительное машиностроение, толчком для этого послужила потребность активно развивающейся в то время текстильной промышленности. Это вызвало быстрый рост машиностроительных предприятий.
В 1861 году были приняты Правила для поощрения машиностроительного дела, которые позволяли владельцам машиностроительных предприятий получать дозволения на беспошлинный пропуск из-за границы чугуна и железа в необходимых количествах. Благодаря этому количество крупных машиностроительных предприятий выросло в двое.
Станкостроение как отрасль получило свое развитие в 1870 году, когда был запущен первый завод, занимающийся производством металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков (завод братьев Бромлей). В 1913 году было выпущено 1490 простых, несложных станков.
Но, не смотря на развитие станкостроения, большая часть оборудования все равно закупалось за границей.
Гораздо лучше складывалась ситуация в сельскохозяйственном машиностроении. В то время уже выпускались почти все виды сельскохозяйственной техники и орудий.
Особое развитие получило военное машиностроение. Заводы изготавливающие военное вооружение считались самыми передовыми в техническом плане. По количеству выпускаемых изделий российские заводы с легкостью конкурировали со странами Европы и Америки. Заводы были оснащены обширными техническими средствами и квалифицированным персоналом высокого уровня, что обеспечивало российские броненосцы дальнобойным оборудованием, тяжелым оборудованием и осадным оборудованием.
Заказы военной промышленности имели огромное значение для развития машиностроения в целом.
Возрастание потребностей в машинах для различных отраслей народного хозяйства влекло за собой совершенствование и развитие машиностроительных производств.
Осваивались новые материалы, производственной оборудование, а также новые производственные технологии. Важным нововведением в машиностроении стало поточно-массовое производство. К концу 19 века поточно-массовое производство имело специализированное оборудование, развитую систему средств механизированного межоперационного транспорта.
При запуске крупносерийного производства осуществлялся переход к полуавтоматическим и автоматическим металлообрабатывающим станкам.
Впервые подобные станки начали использоваться в Германии, в России они появились в 1935 году.
Современное состояние машиностроительной отрасли
Вплоть до 90-х годов машиностроение развивалось активными темпами, особенно в военные годы, в самый пик военной промышленности. В то время военное производство было достаточно высокого качества, что позволило одержать победу в войне.
Однако в 1990 году наметился спад активности машиностроения. Хотя стоит заметить, что даже при снижении экспорта продукция машиностроения за рубежом все равно была востребованной. Особенно большим спросом пользовалась оборонная продукция.
В 90-х годах началось массовое повышение цен на сырье, металл, топливо, что негативно сказалось на развитии машиностроения. Многие предприятия меняли свой профиль.
Вернуть машиностроение на былой уровень удалось только в 1998 году, после окончания кризиса. В 98 году резкое соотношение рубля и доллара привело к освобождению значительного числа ниш на рынке занятых подорожавшим импортом.
Начиная с 2004 года машиностроение стало оснащаться новым поколением программируемых металлообрабатывающими станками.
По сравнению с 2006 годом в 2007 процент производства выросло на 116%.
Современные положительные тенденции развития машиностроения:
- Создание крупных интегрированных структур в отраслях и консолидации активов производителей.
- Увеличение объемов государственной поддержки таких отраслей как: авиастроение, судостроение, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение.
Если есть положительные тенденции, соответственно есть и отрицательные тенденции развития машиностроения:
- Агрессивная ценовая политика транснациональных компаний.
- Неблагоприятная макроэкономическая конъектура, которая влияет на снижение рентабельности продукции.
- Высокий уровень использования импортных комплектующих на производстве.
Однако не смотря на все предпринимаемые меры, в 2008 году машиностроение испытало сильнейший упадок, какого не испытывало уже давно.