Экономика машиностроения
Экономика машиностроения представляет собой комплекс вопросов экономических отношений предприятий в условиях конкурентной среды в рамках отрасли.
Изменения форм производства и хозяйства привели к появлению современной рыночной системы, которая направлена на удовлетворение потребностей потребителя.
Рынок – это система экономических отношений, основанная на базе товарно-денежного оборота.
Важные социально-экономические функции, выполняемые рынком:
- Играет роль связующего звена между производством и потреблением, через прямые и обратные связи.
- Выявляет полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет оценить стоимость.
- Конкуренция на рынке служит отличным инструментом регулирования объемов производства, позволяет выявить лидеров и отстающих среди предприятий.
Типы рынков:
- Свободный рынок. Предприятия на нем имеют максимальную свободу, нет вмешательства со стороны государства.
- Нелегальный рынок. Подразделяется на теневой (ведется с нарушением правил купли-продажи) и черный (подпольная торговля вещами, которые запрещены к продаже).
- Регулируемый рынок. Рынок, поддерживаемый государством, подчиненный определенному порядку и закрепленный в правовых нормах.
Машиностроение одно из наиболее материалоемких производств. Более 60% его затрат приходится на материалы, покупные и комплектующие изделия, 30% составляют затраты на оплату труда. К тому же машиностроение самая энергоемкая отрасль промышленности.
Особенности машиностроительного производства требуют знания и правильного применения экономических законов.
Отбор продукции данной отрасли, способной удовлетворить рыночный спрос при наличии жесткой конкуренции, осуществляется на основе технико-экономических показателей и их методической оценки.
Так же выбор технологи производства основывается на экономических факторах, критериях оптимальности. Любая область деятельности на машиностроительном предприятии тесно связанна с экономическим анализом, который позволяет рационально использовать ресурсы.
Формы машиностроительных предприятий
Существует огромное множество машиностроительных предприятий, каждое из них отличается по размерам, видам продукции и способам владения собственности.
Выделяются коммерческие и некоммерческие организации.
Ведущее место на рынке принадлежит коммерческим организациям (товарищества, общества, кооперативы, государственные, муниципальные и унитарные предприятия).
Товарищества. Субъекты предпринимательских отношений, имеющие свои юридические и организационные признаки. Существует два основных вида товарищества: товарищество на вере и полное товарищество.
Для организации товарищества необходим складочный капитал. Данный капитал служит для регистрации товарищества, а также является стартовым капиталом для организации работы товарищества.
Общество с ограниченной ответственностью. ООО – коммерческая организация, капитал, которой разделен на доли, определяемые учредительными документами.
Участники ООО несут убытки только в размере внесенных ими вкладов.
Законодательство достаточно сурово относится к ООО, так как такие организации имеют большее распространение, но в них довольно часто встречаются финансовые злоупотребления.
Акционерное общество.Данная форма предприятий наиболее распространена в отрасли машиностроения.
АО – коммерческая организация с уставным капиталом, распределенное на число равных долей, которые фиксируются в акциях.
АО бывают двух типов: закрытое акционерное общество (ЗАО) и открытое акционерное общество (ОАО).
В ОАО – акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров.
В ЗАО же акции распространяются только между своими акционерами, число которых не может превышать 50.
Экономические ресурсы машиностроительного предприятия
Экономические ресурсы – это источники и средства, которые обеспечивают производственный процесс (природные, трудовые, оборотные средства, информационные ресурсы, финансовые ресурсы).
Основные фонды – это средства производства, такие как земля, производственные здания, машины, сооружения, оборудования и тп.
Основные средства – это денежное выражение физического капитала, вложенного в основные фонды.
Основные фонды могут быть производственными (непосредственно участвующие в процессе производства) и непроизводственные (имеют вспомогательное отношение к производству).
Если основной фонд участвует в производственном процессе постоянно, то его называют постоянным основным фондом.
ОПФ разделяется на активную часть (средства труда, воздействующие на предметы труда, изменяя их свойства) и пассивную часть (средства труда которые не воздействуют на предметы труда).
К ОПФ относят также и интеллектуальную собственность (продукт творческого труда, который оформлен юридическим документом).
Потенциальная производительность ОПФ представляет собой производственную мощность, которая характеризует максимально возможный выпуск продукции за календарный год.
Расчет производственной мощности является частью технико-экономического плана машиностроительного производства. На его основе рассчитывается объем выпускаемой продукции в соответствии с потребностью рынка. Расчет мощностей так же используется для разработки плана по использованию капитала предприятия.
Оборотные фонды – это полностью потребляемая часть производственного фонда, полностью переносит свою стоимость на изготовленный продукт и полностью возмещается в процессе реализации продукции.
Существуют так же производственные запасы, которые не участвуют в производственном процессе, и находятся на предприятии в объемах, которые обеспечивают непрерывность производственного процесса.
По формированию оборотные средства можно разделить на собственные (часть уставного капитала, формируемого из взносов учредителей в момент создания предприятия, и пополняемого за счет прибыли) и привлеченные (находятся у предприятия во временном пользовании и подлежат возврату).