Технология изготовления деталей машиностроения
Любая машина, будь то автомобиль, нефтедобывающее оборудование, локомотив или трактор состоит из сотни, тысячи деталей. К примеру, в простом автомобиле их около пятнадцати тысяч (крепежи, гайки, дюбели, крепежный материал).
Помимо крепежных элементов, в производстве машин используют детали, работающие вместе, их называют узлами, или сборочными элементами (редукторы, коробки передач, муфты, подшипники).
При производстве машин важно правильно составить детали, а для этого их необходимо выполнить с идеальной точностью. В этом помогают станки с ЧПУ.
Если же какие-то детали соединены неподвижно, то они называются звеньями. Из этого следует, что это сложные механизмы. Особенности промышленного изготовления и сборки деталей
- Детали могут быть произведены не только из стали, но и из многих других материалов (бронзы, литого алюминия, латуни, чугуна).
- После выпуска деталей важно установить их правильно.
- Форма выпускаемых серийных деталей часто облегчена. А это значит, что время их изготовления уменьшается.
- Существует процесс стандартизации, а из этого следует, что большинство деталей имеет определенную, регламентированную форму. Поэтому процесс их изготовления и сборки существенно упрощается.
Особенности изготовления деталей машиностроения
Как правило, заводские серийные машины имеют одинаковый набор деталей, что упрощает их выпуск.
Однако бывают машины, имеющие специфические детали, что заметно усложняет процесс их сборки.
В изделиях машиностроения выделяют:
- Звенья, состоящие из отдельных деталей, но так или иначе связанные между собой. Из этого следует, что отдельные детали превращаются в отдельные узлы, а именно детали которые можно и важно соединить в одно звено. В дальнейшем не следует делать разборку во время эксплуатации машины. Такие соединения называют неразрывными. Они соединяются по средствам пайки, сварки, клепки. Такие детали возможно разъединить, когда машина отправляется в металлолом. Но так же могут использоваться и разъемные детали (шпонки, винты и тп).
- Двигательный, передаточный и исполнительный механизмы. Самый распространенный – передаточный. Любое исполнительное устройство состоит з множества специфических деталей. Передаточный механизм служит для передачи механической энергии для управления машиной. Вращающее движение в механизме непрерывно пока работает машина, и способно развить большую скорость. Для работы вращающего механизма нужен вал, муфта и передача. Обычно вращательное движение состоит из специальных механизмов, которые передают энергию между валами. Так преобразуются скорости.
Классификация деталей
- Тела вращения
- Тела вращения, сцепляющиеся зубцами
- Корпусные, опорные, емкостные
- Плоскостные, изогнутые, из листов и лент
- Арматура, кулачки и тп
- Детали технологического оснащения и инструмента
Методы изготовления деталей для машиностроения
Литье – детали получаются путем отливки в специальные формы жидким сплавом (чугун, сталь, медь, алюминий, магний и тп).
Ковка и штамповка – деформирование заготовки в полости инструмента (штампа), из пластичного материала, кроме чугуна.
Прокат – около 90% деталей проходят через прокат. Есть горячая и холодная прокатка.
Протяжка и волочение – материал протягивается через специальную форму и деформируется до 30%.
Сварка – наиболее эффективное получение высококачественных корпусных заготовок.
Пайка – вид соединения, при котором не происходит расплавки металла.
Изготовление деталей бывает массовым, серийным и единичным.
В массовом производстве детали изготавливаются непрерывно, в больших количествах. В серийном производстве детали изготавливаются партиями, повторяющимися через определенный промежуток времени. В единичном же производстве, изделия как правило индивидуальны.
Некоторые виды деталей
Бандаж – это опоясывающий элемент крепления, кольцо, внешняя часть сборных ободов, пояса с элементами стяжки.
Болт – крепежный элемент, используемый в комплекте с гайкой.
Венец зубчатый – элемент зацепления механической передачи.
Веретено – часть гидравлической или пневматической системы, подвижный узел клапанов, регулирующий поток рабочей среды.
Винт – крепежный элемент, служащий для соединения деталей путем вкручивания в резьбовое отверстие в одно из деталей.
Дюбель – крепежный элемент с резьбой, вбиваемый в стену и служащий для крепления к нему деталей.
Задвижка – закрывающий элемент, арматура с задвижным органом.
Заглушка – автомобильный компонент, служащий для герметичного закрытия отверстия, трубопроводов и тп.
Звездочка – элемент механических передач, зубчатых колес, по которым приводятся приводные звенья.
Каретка – элемент, направляющий обратно поступательное движение.
Каток – устройство направляющее движение.
Колесо зубчатое – элемент механической передачи, с замкнутой системой зубьев.
Колонна – опорный элемент, предназначенный для восприятия вертикальных нагрузок.
Колпак – элемент для защиты механизмов.
Консоль – поддерживающий элемент крепления (балка), закрепленная с одного края и свободная с другого.
Крыльчатка – перемешивающее устройство.
Лента – элемент тормоза, создающий силу трения.
Мембрана – сборочный элемент различной формы из тонкого эластичного материала, преобразующее возвратно-поступательное движение и разделяющее объемы.
Маховик – колесо с массивным ободом, устанавливаемое на валах.
Наконечник – сборочный элемент различных механизмов, поддерживающий крепления.
Облицовка – декоративна сборочная единица, из листового материала, сложной формы.
Ограничитель – элемент с нерегулируемым положением, определяющий величину перемещения элемента машины.
Ролики – элементы гибкой передачи различных функциональных узлов, транспортных устройств.