Процессный подход в управлении закупочной логистикой
Закупочная логистика — это управление материальными потоками, возникающими в процессе обеспечения субъекта хозяйствования необходимыми ему материальными ресурсами.
Применение логистического менеджмента на российских и зарубежных предприятиях является конкурентным преимуществом на рынке. В основании логистического менеджмента находятся механизмы, разрешающие постоянно осуществлять правки на каждом этапе: закупки, производство и сбыт.
В настоящее время логистический менеджмент является неотъемлемой частью корпоративного менеджмента предприятия. Произведенная продукция или услуга и сопутствующая им информация о потребляемом продукте потребителями являются итогом бизнес-процесса предприятия. Бизнес-процесс – это постоянная, целеустремленная совокупность связанных между собой видов деятельности, которая по предопределенной технологии преобразует входы и выходы, давая ценность для клиентов.
На рисунке 1 закупочная деятельность представлена процессом последовательных операционных циклов, таких как планирование, оформление заказов поставщикам, контроль входящих поставок, расчет по результату поставки с поставщиком и контрагентом. Управление закупками с точки зрения процессного подхода дает возможность оценивать конечный результат, для чего используется показатель общих затрат как инструмент оптимизации затрачиваемых на снабжение ресурсов.
Рисунок 1. Закупочная деятельность как процесс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функционал закупочной логистики
Управление закупками – это обеспечение компании продукцией требуемого качества и количества из конкретного источника, с ее поставкой в определенное время, в нужное место по оптимальной цене.
Современный подход к определению закупочной деятельности рассматривает ее не как отдельную функцию, а как вид деятельности входящего в цепочку поставок. Все чаще руководители, занимающиеся закупками, подчиняются топ-менеджменту департамента логистики. Также следует отметить за последнее время снижение количества сотрудников в службах закупок. Это обусловлено тем, что применение информационных технологий существенно снизило объем ручного труда в закупочной деятельности. При подчинении отдела закупок департаменту логистики некоторые функции по контролю запасов и т.д. передаются смежным отделам, также подчиняющихся департаменту логистики.
Управление закупочной деятельностью является отдельной областью квалификации персонала, развитие и наращивание которой являются важными в процессах управления. Сотрудникам службы закупок важно хорошо ориентироваться в смежных видах деятельности всей цепочки поставок, также необходимо обладать стратегическим мышлением, управленческими навыками.
Управление закупочной логистикой предприятия
Закупочные процессы предприятия являются входом в логистическую систему предприятия. Управление закупочной деятельностью любого предприятия основывается в первую очередь на ориентире достижения корпоративных целей. Цели и принципы управления закупками разрабатываются в соответствии с целями предприятия и целями его бизнес-единиц. Стратегия управления закупками является функциональной стратегией и может иметь различную типологию. Однако, очень важным качеством и признаком качественности любой функциональной стратегии является внесение вклада в реализацию корпоративной и деловой стратегии.
Стратегии закупок представляют собой две альтернативы – стратегия «точно в срок» и форвардная стратегия. У каждой стратегии есть ряд достоинств и недостатков, однако при выборе стратегии учитываются корпоративные цели предприятия.
Стратегической целью закупочной логистики на предприятии можно считать обеспечение поставок сырья и материалов в нужное время, высокого качества и по цене, позволяющей предприятию изготавливать и реализовать конечную продукцию по конкурентоспособной стоимости. Основными операционными задачами управления закупочной логистикой можно обозначить:
- Координация и согласование требований финансового, производственного и операционного менеджмента предприятия в контексте реализации логистической стратегии;
- Принятие оптимизационных решений в области закупок и управления запасами;
- Оптимизация доставок сырья и материалов;
- Оптимальный выбор поставщиков;
- Минимизация рисков при осуществлении поставок.
Место закупочной логистики в логистической системе и цепи поставок предприятия
Традиционно на предприятии процессы закупок выполняются и контролируются подсистемой снабжения. Сфера деятельности снабжения не ограничивается доставкой необходимых материалов, сырья и готовой продукции.
Управленец отдела снабжения ответственен за выполнение ряда задач:
- определение объемов потребностей в закупаемых ресурсах;
- отыскивание потенциальных поставщиков;
- разбор возможности закупки в нескольких альтернативных источниках;
- выбор метода закупки;
- определение допустимой цены и согласование условий поставок;
- мониторинг закупок до момента её доставки в место назначения;
- оценивание качества поставляемых ресурсов и сервиса, предоставленного предприятию.
Система логистики имеет подсистему снабжения, а та в свою очередь делится на два основных функционала (рисунок 2).
Рисунок 2. Функционал логистики снабжения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В большинстве предприятий функционал закупок или закупочная логистика занимают определенную нишу в организационной структуре чаще всего в департаментах или отделах снабжения. Однако стремительное развитие логистики и управления цепями поставок повлияло на создание интегрированных структур управления логистикой предприятия, куда входит и функционал закупок.
Следует отметить тесную связь закупочной логистики с логистикой склада. Поставленная на склад продукция проходит процедуру входного контроля качества сырья и материалов. Результаты входного контроля качества поставленной продукции фиксируются в информационной базе данных предприятия для мониторинга качества закупленной продукции. Это дает возможность оценить эффективность работы поставщика и организации закупочной логистики на предприятии.