Транспортное хозяйство - это совокупность взаимосвязанных специализированных структурных подразделений предприятия и принадлежащих ему технических средств, которые используются для транспортировки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции.
Транспортное хозяйство предприятия
Развитие современной экономики привело к возрастанию того значения, которое имеет для предприятие его транспортное хозяйство. Этим понятием принято обозначать совокупность структурных подразделений и сотрудников предприятия, уполномоченных на выполнение функций по транспортировке (перемещению) товарно-материальных ценностей. Кроме того, при управлении транспортным хозяйством отдельно рассматривают его материально-техническую базу: транспортные средства, погрузо-разгрузочное оборудование, прочие технические инструменты.
Центральным элементом транспортного хозяйства предприятия является транспорт. Он может быть внешним (магистральным) и внутренним (производственным). Внешний транспорт способствует установлению хозяйственных связей с контрагентами из внешней среды - поставщиками, покупателями, посредниками и др. Внутренний транспорт используется предприятием для перемещения материалов между цехами в процессе их производственной обработки.
В состав персонала транспортного хозяйства предприятия входят представители таких профессий, как водители, слесари-механики, диспетчеры, грузчики. Кроме того, не стоит упускать из внимания членов планово-экономических отделов, которые занимаются планированием, аналитикой и проведением соответствующих расчетов, а также профильных менеджеров.
Конкретное содержание транспортного хозяйства предприятия определяется его производственной структурой, характером выпускаемой продукции, типом и масштабами производства. В то же время общими для всех предприятий задачами функционирования транспортного хозяйства являются своевременное и бесперебойное обслуживание производства необходимым транспортом и наиболее эффективное использование транспортных средств.
Обслуживание потребителей услуг транспортного хозяйства и его качество
Обслуживание клиентов транспортного хозяйства предприятия, прежде всего, заключается в оказании заинтересованным физическим и юридическим лицам транспортных услуг. Основные из них можно описать следующим образом:
- перевозка (доставка) грузов;
- выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
- временное ответственное хранение грузов;
- подготовка грузов к перевозке;
- предоставление транспортных средств во временное пользование (аренду);
- экспедиция и оказание других дополнительных услуг.
Качество обслуживания потребителей транспортных услуг определяется совокупностью характеристик, которые дают представление о степени удовлетворения имеющей потребности. Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что основными характеристиками качества транспортного обслуживания считаются:
- суммарное время, которое затрачивается от момента получения заказа до завершения доставки груза;
- надежность и полнота доставки, возможность ее заказа и осуществления по требованию;
- наличие у предприятия запасов и (или) стабильность его снабжения;
- удобство размещения и подтверждения заказа;
- объективность установленных тарифов и возможность предоставления кредитов;
- принципы переработки грузов на складах;
- качество упаковки, возможность выполнения предприятием пакетных и контейнерных перевозок;
- стабильность и своевременность получения информации, уровень исполнения принятых обязательств и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что функционирование транспортного хозяйства во многом определяется характером и количеством запросов потребителей. Их, в первую очередь, привлекают минимальные сроки доставки, полная сохранность груза, удобство приема и сдачи грузов, своевременное получение полной и достоверной информации о перевозочном процессе. Только при выполнении перечисленных условиях можно будет говорить о высоком качестве обслуживания потребителей.
Способы повышения качества обслуживания потребителей
Современное предприятие должно уделять большое внимание повышению качества обслуживания потребителей. От этого напрямую зависит его конкурентоспособность, доля на рынке и размер прибыли. Следовательно, оно должно ставить перед своими структурными подразделениями соответствующие задачи, которые будут предполагать реализацию конкретных мероприятий. Это в том числе касается и транспортного хозяйства.
Основной задачей транспортного хозяйства предприятия является составление маршрута перевозок и разработка схемы маршрута с указанием опасных участков. В данном случае ограничивающим фактором является обязанность соблюдения законодательно установленных нормативов рабочего времени водителей, скорости движения и технологии перевозок.
С учетом дорожных и погодно-климатических условий должен быть выбран тип транспортного средства в зависимости от вида перевозок. Важным фактором здесь считается предельная вместимость транспортного средства, которая указана в его технической характеристике.
Большое значение отводится проведению инструктажей водителей транспортных средств. Они должны быть подробно осведомлены об особенностях маршрута, об обеспечения безопасности движения, а также (в случае необходимости) о правилах перевозки отдельных видов грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных и др.).
Ценность для потребителей еще имеет наличие большого выбора дополнительных услуг. Такими, например, могут быть адресная доставка грузов (до двери), бесплатное хранение, дополнительная упаковка хрупкого груза, получение статуса корпоративных клиентов и предоставление соответствующего обслуживания и др.