Логистический посредник - это экономический субъект, который на возмездной основе выполняет логистические операции, способствуя, тем самым, продвижению продукции от производителя к конечному потребителю.
Общая характеристика логистических посредников
Авторы в специализированной литературе утверждают, что логистика любой современной компании, как правило, имеет три стороны. Они представлены следующими экономическими субъектами:
- поставщики материальных ресурсов;
- потребители готовой продукции;
- логистические посредники.
Успешное взаимодействие компании со всеми этими сторонами является одним из главных условий формирования эффективно функционирующих логистических систем.
С каждым годом все больше значения приобретает такая сторона современной логистики, как логистические посредники. Это связано с условиями рыночной деятельности, которая может быть успешной только в случае сосредоточения предприятий на своих ключевых (базовых) компетенциях. В этом случае все остальные непрофильные операции должны быть переданы на аутсорсинг, т.е. логистическим посредникам.
Логистическим посредником на данный момент в экономическом сообществе принято называть коммерческую организацию, основной вид деятельности которой заключается в выполнении логистических операций. Она этим занимается на постоянной профессиональной основе, благодаря чему воспринимается как специализированная компания.
Основными логистическими посредниками являются перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы, склады общего пользования и др. Кроме них, на рынке логистических услуг выделяют группу вспомогательных логистических посредников, которая обычно представлена страховыми и охранными фирмами, таможенными брокерами, сюрвейерами (т.е. инспекторами в страховании), банками и другими финансовыми учреждения, которые осуществляют расчеты в связи с проведением логистических функций и операций, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т. д.
Все чаще стали появляться логистические посредники, которые стали предлагать предприятиям услуги комплексного логистического обслуживания. Данная группа логистических посредников получила название логистических операторов или провайдеров логистических услуг.
Алгоритм выбора логистических посредников
Выбор логистических посредников в настоящее время является одним из главных управленческих решений, которые должно принять руководство предприятия. Необходимость совершения наиболее оптимального выбора и широкое распространение данной задачи привели хозяйственную практику до состояния разработки применения целого научно обоснованного алгоритма.
Выбор логистического посредника начинается с определения показателей, с помощью которых можно будет дать оценку логистическим посредникам, присутствующим на рынке. Данные показатели желательно (ради повышения объективности процесса выбора логистических посредников) разбить на несколько групп, а именно - на количественные (обозначаются цифрами), качественные (обозначаются словесным описанием) и релейные (обозначают только как «да» или «нет») показатели. Это позволяет использовать различные подходы при определении показателей.
В большинстве случаев в процессе выбора логистических посредников предприятия используют одни и те же стандартизированные показатели (критерии). Их можно представить в виде следующего перечня:
- общее время выполнения логистических операций;
- уровень тарифов (затрат) по выполнению логистических операций;
- готовность логистического посредника к переговорам об изменении тарифа и условий обслуживания;
- финансовая стабильность логистического посредника;
- надежность логистического посредника (частота и масштабы брака, потерь, хищений);
- наличие дополнительного и специального оборудования;
- способность логистического посредника на адаптацию к резким изменениям условиям обслуживания;
- процедура заявки и общее качество организации продаж логистических услуг и др.
Для определения значений показателей предприятия часто обращаются за помощью к экспертам ради получения их оценок. Кроме них широкое распространение получили такие источники информации, как отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т.п.
Из множества логистических посредников выбираются претенденты, которые имеют достаточные шансы на успех. Для всех логистических посредников формируется общая таблица показателей. Необходимо еще учитывать, что показатели логистических посредников должны соответствовать основным заданным ограничениям. В случае выявления несоответствия логистические посредники подлежат исключению из списка претендентов.
Для оставшихся логистических посредников происходит ранжирование показателей. Для того чтобы получить объективно достоверный результат, необходимо определить весовые коэффициенты, которые учитывают степень влияния показателей на интегральную оценку. Используя их, проводится расчет количественных и качественных показателей.
На основе совокупности полученных показателей рассчитывают интегральную оценку (так называемый, рейтинг) для каждого логистического посредника. Сравнивая полученные результаты между собой, предприятие выбирает лучшего для себя логистического посредника. После этого следует вступление с ним в переговоры. В случае достижения договоренностей между сторонами происходит заключение соответствующего договора.
Таким образом, описанный выше алгоритм позволяет многим действующим сегодня предприятиям провести отбор наиболее предпочтительных логистических посредников для выполнения какого-то вида непрофильных работ с учетом значимости потребителей и предпочтительности поставщиков.