Всеобщее обслуживание оборудования (TPM, Total Productive Maintenance) - это метод эффективного управления материальными активами на производстве путем обслуживания и улучшения производственного оборудования и машин.
Общие сведения о Всеобщем обслуживании оборудования
Современная промышленность характеризуется огромными потерями, которые предприятия получают в процессе производства. Эти потери возникают из-за ошибок персонала, отсутствия компонентов в нужное время, проблем с оснасткой, простоя машин и рабочей силы и т. д. В этой ситуации для предотвращения указанных потерь во многих отраслях промышленности по всему миру была внедрена революционная логистическая концепция Всеобщего обслуживания оборудования (TPM, Total Productive Maintenance).
Эту концепцию можно рассматривать как своеобразную медицинскую науку о машинах. Всеобщее обслуживание оборудования представляет собой программу технического обслуживания, которая основана на новой концепции технического обслуживания машин, установок, устройств, оборудования. Программа Всеобщего обслуживания оборудования нацелена, в первую очередь, на заметное увеличение объемов производства при одновременном повышении морального духа сотрудников предприятия и степени их удовлетворенности работой.
Всеобщее обслуживание оборудования ставит техническое обслуживание в центр внимания как необходимую и жизненно важную часть бизнеса. Это направление деятельности больше не рассматривается как некоммерческая деятельность. Время простоя для технического обслуживания запланировано как часть производственного дня, а в некоторых случаях как неотъемлемая часть производственного процесса. Цель состоит в том, чтобы свести к минимуму аварийное и внеплановое техническое обслуживание.
Основное различие между концепцией Всеобщего обслуживания оборудования и другими концепциями заключается в том, что производственный персонал тоже должен принимать участие в процессе технического обслуживания. В данном случае не допускается противопоставление производственных работников и специалистов отдела технического обслуживания.
Задачи и результаты Всеобщего обслуживания оборудования
Концепция Всеобщего обслуживания оборудования была разработана и внедрена в практическую деятельность многих предприятий в основном для решения следующих задач:
- предотвращение потерь в быстро меняющихся экономических условиях;
- производство товаров без снижения качества продукции;
- снижение затрат;
- производство небольшого количества партии в кратчайшие возможные сроки;
- пресечение отправки клиентам товаров с дефектами.
Реализация на практике концепции Всеобщего обслуживания оборудования должна привести предприятия к получению следующих результатов:
- достижение минимум 90% общей эффективности оборудования;
- обеспечение работы машин даже во время обеденного перерыва (это объясняется тем, что обед предназначен для операторов, а не для машин);
- организация работы, в рамках которой у клиентов не возникают какие-либо жалобы;
- сокращение производственных затрат на 30 %;
- обеспечение 100 % успеха в доставке товара в соответствии с требованиями заказчика;
- поддержание безаварийной среды;
- трехкратное увеличение числа предложений от рабочих и служащих (для этого они должны быть высококвалифицированными и гибкими).
Кроме того, в качестве косвенных выгод от реализации этой концепции можно назвать обеспечение чистых, аккуратных и привлекательных рабочих мест, благоприятное изменение жизненных позиций производственных работников, повышение уровня доверия между ними.
История Всеобщего обслуживания оборудования
Всеобщее обслуживание оборудования - это инновационная японская концепция. Происхождение этой концепции можно проследить до 1951 года, когда в Японии было введено профилактическое техническое обслуживание. Однако концепция профилактического обслуживания была заимствована из США. Nippondenso, популярный производитель автозапчастей, была первой компанией, которая в 1960 году внедрила общезаводское профилактическое обслуживание.
Профилактическое техническое обслуживание представляет собой концепцию, в которой операторы производили товары с использованием машин, а группа технического обслуживания занималась обслуживанием этих машин. Однако по мере автоматизации Nippondenso техническое обслуживание стало проблемой, поскольку возрастали потребности в обслуживающем персонале (в его количестве). Поэтому руководство решило, что операторы будут проводить плановое техническое (автономное) обслуживание оборудования.
Тем самым, Nippondenso, которая уже проводила профилактическое техническое обслуживание, также добавила автономное техническое обслуживание, которое выполнялось производственными операторами. Ремонтная бригада занялась модификацией оборудования для повышения надежности. Новое оборудование уже поступало модернизированным. Это способствовало предотвращению технического обслуживания.
Следовательно, профилактическое техническое обслуживание наряду с профилактикой самого технического обслуживания и улучшением ремонтной деятельности привело к, так называемому, продуктивному техническому обслуживанию, ставшему предтечей Всеобщего обслуживания оборудования. Его цель состояла в максимальном повышении эффективности установок и оборудования.
На основе этих разработок Nippondenso была удостоена премии Японского института инженеров-технологов (JIPE) "За выдающиеся достижения в области автоматизации производственных процессов", а именно - за разработку и внедрение концепции Всеобщего обслуживания оборудования. Таким образом, Nippondenso из Toyota group стала первой компанией в мире, которая получила сертификат TPM.