Управление - это деятельность субъекта по оказанию определенного целенаправленного воздействия на объект ради получения желаемых результатов.
Основы управления в логистических системах
Управленческая деятельность в той или иной форме имеет место в системах любого рода (биологических, социальных, технических), обладающих хоть какими-нибудь признаками организованности. В связи с этим можно утверждать, что управленческая деятельность также присутствует и в логистических системах. В настоящее время считается, что она приобретает форму логистического менеджмента.
Логистический менеджмент можно определить как администрирование логистической системы, т.е. выполнение основных управленческих функций при организации движения материальных и сопутствующих им потоков. Напомним, что основными управленческими функциями являются прогнозирование, планирование, организация, контроль, учет, анализ, регулирование, координация, мотивация.
Управление в логистических системах предприятий осуществляется в основном для выполнения следующих функций:
- Обеспечение успешной реализации корпоративной стратегии предприятия за счет сохранения материальных, финансовых, информационных и прочих ресурсов;
- Облегчение и повышение эффективности взаимодействия между структурными подразделениями, которые обеспечивают выполнение процессов снабжения, производства и сбыта, что позволяет предприятию (как макрологистической системе) занимать устойчивое рыночное положение;
- Улучшение межорганизационных взаимосвязей предприятия с контрагентами.
Стратегический аспект управления в логистических системах
Важной частью управления в логистических системах является стратегический аспект. В данном случае управленческий аппарат предприятия занимается, во-первых, постановкой целей предприятия в области логистики, во-вторых, определением глобальных и общих задач для логистической системы предприятия, в-третьих, поддержанием взаимоотношений предприятия с внешней средой. Благодаря этому обеспечивается возможность предприятия достигнуть цели, сформулированные в его общей корпоративной стратегии, а также гибко реагировать (адаптироваться) на воздействия внешней (прежде всего, рыночной) среды.
Как показывает практика, главные стратегические цели предприятий в рамках логистических систем заключаются в следующем:
- Минимизировать общие логистические затраты предприятия;
- Выявить и ликвидировать излишние логистические издержки предприятия;
- Улучшить качество логистического обслуживания предприятия;
- Повысить эффективность инвестирования в логистическую инфраструктуру предприятия.
Перечисленные стратегические цели выражают конечные желаемые результаты деятельности предприятия или будущее состояние его логистической системы по итогам принятия и выполнения управленческих решений специалистами в сфере логистики. Способы достижения целей функционирования логистической системы формулируются путем составления различных вариантов ее состояния.
Логистический подход к управлению материальными потоками
Главным объектом логистической деятельности предприятия считается находящийся в движении материальный поток. В его отношении управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической подсистемы управления предприятия. Формулирование этих управляющих воздействий осуществляется исходя из общих целей и критериев эффективности цепи поставок, которая подвергается изучению в рамках логистики.
Благодаря этому повышаются предсказуемость и контролируемость параметров сквозного материального потока, а время и финансовые ресурсы в процессе продвижения материального потока по логистической цепи затрачиваются в минимальных размерах.
Стоит отметить, что материальный поток на предприятии может управляться с точки зрения не только логистического подхода, но и традиционного подхода. Обозначенные подходы по большей части отличаются друг от друга по следующим параметрам:
- Логистический подход исходит из выделения единой функции управления материальными потоками, которые прежде были разрозненными;
- Логистический подход обеспечивает интеграцию отдельных звеньев цепи материальных ресурсов (по экономическим, техническим, технологическим, методологическим параметрам) в единую систему на макро- и микроуровне.
В результате применения предприятием к управлению материальными потоками (т.е. в сферах производства и торговли) логистического подхода обеспечивается возможность формирования (привлечения) необходимого количества запасов материальных ресурсов в должном месте и в нужное время. Кроме того, в соответствии с требованиями производства гарантируется своевременная доставка грузов благодаря согласованию внешнего и внутреннего транспорта.
Через управление в логистических системах становится возможной синхронизация, с одной стороны, развития складского хозяйства и функционирования транспорта, с другой стороны, заказов потребителей и времени оказания транспортных услуг. Еще нельзя не отметить, что тара (упаковка) продукции начинает соответствовать условиям транспортировки. От этого происходит минимизация логистических затрат, на что, собственно, направлено управляющее воздействие.
Также существует мнение, что логистическое управление является реализацией системного подхода к производственно-сбытовой деятельности предприятия. А отличительной чертой формирования механизмов управления в логистических системах является необходимость предварительного изучения подобного механизма, чтобы установить взаимосвязи с окружающей средой, только после чего должны устанавливаться взаимосвязи внутри формируемого механизма.