Транспортно-технологический процесс - это совокупность последовательно выполняемых хозяйствующими субъектами операций, которые образуют единую систему доставки груза.
Описание транспортно-технологического процесса
Для того чтобы продукция была получена конечным или производственным потребителем, необходимо после производства продукции подготовить ее к перевозке. После предоставления продукции к перевозке хозяйствующим субъектом выполняется комплекс операций, которые можно описать таким понятием, как транспортно-технологический процесс.
Транспортно-технологический процесс представляет собой совокупность операций, которые выполняются хозяйствующим субъектом м образуют единую систему доставки грузов. Главная цель создания и функционирования подобной системы состоит в удовлетворении требований, которые клиенты предъявляют к системе доставки.
Как показывает практика, большая часть требований связана с исключением территориального разрыва между производством и потреблением. В то же время нужно обеспечить надежную доставку грузов от места производства к местам потребления.
Общее представление о транспортно-технологическом процессе можно получить благодаря перечислению операций, которые входят в его состав:
- доставка материалов;
- складирование и хранение;
- упаковка и агрегирование;
- выбор маршрута;
- разработка графика движения и т.д.
Общие сведения об управлении транспортно-технологическим процессом
Управление транспортно-технологическим процессом в логистических системах представляет собой деятельность хозяйствующего субъекта (в лице уполномоченных специалистов и менеджеров) по оказанию целенаправленного воздействия на ход и характер выполнения операций по обеспечению доставки грузов. Обычно целевая ориентация управления транспортно-технологическим процессом представлена следующими желаемыми результатами:
- сокращение время движения продукции на 25-45 %;
- сокращение расходов предприятия на транспортные перевозки на 5-20 %;
- сокращение числа повторных складских перевозок в 1,5-2 раза;
- снижение уровня товарно-материальных запасов на 30-50 % и т. п.
Особое значение придается усилиям, направленным на обеспечение безопасности и устойчивости логистической системы. Принимаются меры по увеличению скорости реагирования на возникающие изменения, по повышению качества и надежности транспортных услуг, по минимизации затрат. В последнее время логистические менеджеры все чаще стали заниматься управлением рисками.
Управление транспортно-технологическим процессом в реальном времени для современной экономики является конкурентным преимуществом предприятиям. Подобное управление обеспечивается с помощью информационной системы, которая создается в целях эффективного и опережающего функционирования, ради полного и адекватного отражения информации на всех иерархических уровнях.
Общая теория управления выделяется несколько базовых функций управляющей деятельности, которые применимы практически ко всем сферам хозяйствования. Это такие функции управления, как планирование, организация, координация, учет, анализ, контроль, мотивация и др. Подобные функции можно выделить и в отношении транспортно-технологического процесса.
Функции управления транспортно-технологическим процессом
Функция планирования транспортно-технологического процесса в логистической системе преимущественно представлен проектированием единой системы доставки груза. Данная работа начинается с поступления заказа на доставку груза. Обычно это происходит через заполнение типового бланка заказа, где указываются сведения о заказчике, о грузе (его название, количество, условия хранения), месте и времени отправления и прибытия и др. В результате обработки заказа уточняются требования клиента насчет системы доставки груза.
На основе собранной информации определяют состав участников транспортно-технологического процесса (ими могут быть экспедитор, склад, перевозчик, организатор транспортного процесса и др.), разрабатывают варианты системы доставки груза. После оценки каждого из них выбирается оптимальный вариант. Он указывается в контракте, который заключается с заказчиком.
Исполнение контракта предполагает реализацию таких функций, как организация и координация. Это означает привлечение требуемых специалистов, распределение между ними полномочий, их оснащение необходимой техникой и т. п.
Назначение функций учета, анализа и контроля заключается в сборе информации о реализации транспортно-технологического процесса. Данная информация изучается на предмет соответствия фактических результатов работы запланированным / желаемым / нормативным.
Если будет выявлено отклонение результатов, то будут приниматься меры по определению причин его возникновения и по выявлению виновных лиц. Затем следует принятие решение о внесении изменений в процесс выполнения транспортно-технологических операций с целью приведения сложившейся ситуации в удовлетворимое состояние.
Транспортно-технологический процесс включает в себя несколько объектов, поэтому управление каждым из них будет иметь свои характерные черты. Они проявляются через их свойства, которые в процессе управления субъекты пытаются изменить:
- для транспортного средства это: грузоподъемность, вместимость, средняя скорость движения;
- для транспортного канала это: вид транспорта, протяженность, среднее время доставки грузов, начальный и конечный географические пункты;
- для склада это: величина складских площадей, количество ячеек для хранения грузов, среднее время выполнения операций загрузки и выгрузки;
- для перевалочного пункта это: число одновременно обслуживаемых автомобилей, среднее время перевалки груза в заданном направлении, емкость буферных накопителей;
- для транспортируемых единиц груза это: масса, размеры, пункт назначения, атрибуты поставщика и покупателя.