Оптовая торговля - это форма коммерческой деятельности, которая заключается в приобретении изготовленной продукции у предприятий-производителей и последующей ее продаже крупными партиями предприятиям розничной торговли.
Суть управления товарными запасами в оптовой торговле
Любое торговое предприятие покупает товары для последующей реализации с целью получения прибыли. Для того чтобы удовлетворить спрос покупателей и организовать бесперебойную торговлю, предприятию следует иметь в распоряжении достаточное количество товаров в запасе. Следовательно, ему нужно организовать оперативное управление товарными запасами, их рациональное приобретение и хранение.
Товарные запасы представляют собой определенное количество товарно-материальных ценностей, которые находятся в собственности торгового предприятия и предназначены для последующей продажи, но в настоящий момент выведены из оборота. Большая часть товарных запасов по своему характеру является текущими запасами (они обеспечивают ежедневный / регулярный товарооборот). Кроме них имеют место сезонные запасы (их формирование обусловлено сезонными изменениями спроса) и страховые запасы (существуют на случай наступления чрезвычайных ситуаций).
Управление товарными запасами направлено, прежде всего, на определение их оптимальной величины. Недостаток товарных запасов может привести к дефициту товаров, которые могли быть проданы, что найдет отражение в недополучении прибыли. В то же время излишнее количество товарных запасов может привести торговое предприятие к увеличению неоплаченной кредиторской задолженности по поставкам товаров, возникновению товарных потерь, росту издержек на хранение, что в конечном итоге скажется через снижение оборачиваемости и рентабельности.
Методы управления товарными запасами в оптовой торговле
Предприятие оптовой торговли управляет собственными товарными запасами в результате использования определенных методов. На данный момент основными считаются следующие методы управления:
- нормирование - это установление оптимального размера (норматива) товарных запасов, который обеспечит их бесперебойное предложение покупателям при минимуме расходов;
- оперативный учет - это система текущего наблюдения за товарными запасами, сбора и обработки информации о них;
- постоянный контроль за состоянием товарных запасов - это сравнение фактического количественного и качественного состояния товарных запасов с запланированным (нормативным) состоянием;
- регулирование товарных запасов - это деятельность по поддержанию товарных запасов в пределах установленных норм путем принятия и исполнения соответствующих коммерческих решений.
Стоит отметить, что в условиях многократного увеличения наименований и статей товарной номенклатуры сложно управлять товарными запасами ручным способом. Поэтому все больше торговых предприятий начинают применять автоматизированные методы.
Система управления товарными запасами в оптовой торговле
Рациональное управление товарными запасами у предприятий оптовой торговли осуществляется преимущественно на системной основе. Это означает, что все участники, объекты и процессы управленческой деятельности взаимосвязаны друг с другом и вместе образуют одну систему.
Процесс управления товарными запасами на предприятии оптовой торговли располагает рядом внешних связей, т.е. связей с внешней (окружающей) средой. В частности, на входе в систему управления находятся информационные потоки, которые внутри системы подвергаются обработке.
Информационное обеспечение системы управления товарными запасами представлено, в первую очередь, данными об актуальном уровне рыночного спроса на товары. Кроме того, предприятию оптовой торговли приходится усердно работать с внутренними статистическими данными. Речь идет про фактический объем продаж, действие факторов сезонности, результаты проведения план-фактного анализа.
В системе управления товарными запасами имеет место информация в форме управляющего воздействия, т. е. эта информация оказывает влияние на работу по управлению товарными запасами, но не преобразуется ею. Такой информацией является методология управления запасами на предприятии, и стратегия руководства предприятия.
Ресурсы, которые выполняют работу, образуют механизм управления. На современном предприятии оптовой торговли данный механизм представлен, во-первых, логистической компьютерной системой управления запасами, во-вторых, ответственным персоналом (аналитиком, менеджером по закупкам, менеджерами по продажам, руководителем отдела продаж). Причем ключевыми фигурами на предприятиях оптовой торговли в условиях рыночной экономики становятся менеджер-аналитик и менеджер по закупам. Именно на них возлагается ответственность за постановку проблем логистического характера и осуществление оперативной деятельности.
Результатом управления товарными запасами становится информация, которая способствует оптимальному обеспечению предприятия товарными запасами.
Весь процесс функционирования системы управления запасами на предприятии оптовой торговли разбит на четыре основных этапа:
- проведение на основании статистических данных ABC–XYZ-анализа с последующим разделением товаров на соответствующие группы;
- формирование аналитиком и сотрудниками отдела продаж на основании спроса на товары и статистических данных плана продаж предприятия (т. е. планирование продаж);
- на основании полученных ранее данных определение величины страховых запасов;
- на основании величин текущих и страховых запасов, плана продаж и группировки товаров формирование соответствующим менеджером заказов поставщикам.