Логистический риск - это количественно определенная вероятность наступления событий, из-за которых будут получены неблагоприятные результаты работы логистической цепи поставок.
Общее представление о логистических рисках на морском транспорте
Современный этап развития мировой экономики характеризуется устойчивым увеличением грузооборота морского транспорта. Причем он функционирует под воздействием многочисленных факторов внешней и внутренней среды, многие из которых находят выражение в рисках, возникающих на различных этапах логистического процесса перевозок.
Наличие рисков в любом морском предприятии объективно, поскольку зачастую на море имеют место обстоятельства, которые вызваны непреодолимыми силами природы. Кроме того, не меньшее значение оказывает непосредственно деятельность в сфере торгового мореплавания, при ведении которой люди могут руководствоваться некими субъективными факторами.
Таким образом, есть основания говорить о том, что при перевозке грузов на морском транспорте существуют логистические риски. Они представляют собой сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий, которые касаются функционирования логистической цепи поставок.
Отрицательные события могут происходить в разные моменты времени: и когда судно находится в море, и когда судна причалено в морском порту. Однако логистические риски существуют и на этапе разработки и принятия управленческих решений о выборе морского трафика, ставок фрахта и т.п.
Важным признаком логистических рисков является их принадлежность к конкретным видам потоков, посредством которых происходит установление и реализация связей в системе. Основными составляющими морских логистических цепей поставок считаются каналы торговли, поставок, логистики и соответствующие им информационные, финансовые и грузопотоки.
Возникновение и развитие логистических рисков при перевозке грузов на морском транспорте в большинстве случаев связано с воздействием деструктивных факторов. Наиболее серьезные из них заключаются в следующем:
- нерациональная государственная фискальная политика, следствием которой является старение флота и инженерно-технической базы транспорта;
- уход современных высокоэффективных судов под «удобные» иностранные флаги;
- значительный разрыв между провозной способностью флота и объемом грузов, перерабатываемых морскими портами;
- отсутствие структурных преобразований в сфере управления транспортом, использование устаревших экономических и административных механизмов;
- проблема подготовки квалифицированных кадров, непродуманная кадровая политика и связанное с этим увеличение аварийности.
Деятельность по управлению логистическими рисками
Существование логистических рисков, т.е. рисков в логистической цепи поставок, обуславливает необходимость управления ими. Управление логистическими рисками является сложной многоаспектной задачей, которая решается в процессе выявления, оценки логистических рисков и принятия мер по защите от них.
В результате решения данной задачи появляется возможность по достижению баланса между потенциальными потерями и выгодами. Кроме того, предотвращается совершение дорогостоящих ошибок и обеспечивается стабильная работа логистических цепей поставок с участием объектов морского транспорта.
Деятельность по управлению логистическими рисками традиционно состоит из нескольких последовательных этапов. В качестве ключевых можно назвать следующие этапы:
- Идентификация логистического риска и оценка вероятности его осуществления и масштаба последствий, определение максимально возможного убытка.
- Определение методов и инструментов управления выявленным логистическим риском.
- Разработка риск-стратегии с целью снижения вероятности осуществления логистического риска и минимизации возможных негативных последствий.
- Воплощение разработанной риск-стратегии в жизнь.
- Оценка достигнутых результатов и корректировка риск-стратегии.
Осуществление перечисленных этапов происходит на основе принципов общей теории риск-менеджмента, которая базируются на положениях научной школы управления. В то же время необходимо учитывать специфику той сферы, в которой происходит управление рисками. В нашем случае - это перевозки контейнерных грузов на морском транспорте.
Специфика перевозок контейнерных грузов на морском транспорте
Перевозка контейнерных грузов на морском транспорте справедливо считаются одними из самых безопасных. Универсальные контейнеры лучше справляются с решением задачи по обеспечению сохранности и целостности груза. Однако полностью исключить логистические риски из данный сферы отношений не получается.
Прежде всего, свою роль могут сыграть плохие погодные условия. Из-за них судна, как правило, выходят в рейс со значительным опозданием. Соответственно, груз в контейнеры не прибывает по назначению к указанной в договоре дате, что означает задержку отгрузки. Это может существенно навредить производственным предприятиям, особенно, если они связаны по срокам контрактными обязательствами с третьими лицами.
Несмотря на характеристики контейнеров и согласование всех условий их перевозки, возможны случаи утраты, повреждения, порчи груза. Естественно, что в этом случае срабатывают правовые и судебные механизмы защиты. Однако начало судебных разбирательств - это не то, что желает получить заказчик транспортных услуг по результатам завершения их оказания. Ситуацию не спасет даже его выигрыш в суде и получение причитающейся суммы денежных средств в виде возмещения компенсации.
Таким образом, перевозка контейнерных грузов на морском транспорте связано с рядом логистических рисков. Поэтому хозяйствующим субъектам нужно быть готовыми в случае необходимости управлять ими.