Упаковка - это сервисная услуга склада по размещению готового товара, который хранился на складе и был заказан покупателем, в специальной емкости, обеспечивающей, с одной стороны, защиту товара от повреждений и потерь, с другой стороны, защиту окружающей среды от загрязнений.
Основные сведения об упаковке товаров
Складские помещения (склады, базы хранения и т. п.) кроме непосредственного хранения выполняют большое число логистических функций, связанных с обработкой товарно-материальных ценностей. Одной из таких функций является упаковка.
Упаковка представляет собой сервисную услугу, которая предоставляется складом и заключается в размещении товара в специальной емкости. Данная емкость выполняет сразу несколько важных задач.
- во-первых, товар защищается от повреждений и потерь.
- во-вторых, окружающая среда защищается от загрязнений, которые может вызвать товар.
- в-третьих, обеспечивается успешная реализация процесса обращения.
Упаковкой называется не только деятельность складского персонала, но и сама емкость. Точнее говоря, комплекс средств, которые используются для размещения и пространственного перемещения товара. В этом случае основными элементами упаковки являются тара, а также упаковочные и перевязочные материалы.
Упаковка играет большую роль в маркетинговой деятельности предприятий. В большинстве случаев упаковка товара должна быть соответствующим образом оформлена. Это связано с тем, что на представление потребителей о компании и ее товарах оказывают влияние цвет, форма, материалы упаковки. От удачно найденных способов упаковки во многом зависит успех товаров на рынке.
Представляется, что упаковка должна внушить покупателям веру в эффективность ее содержимого, убедить их в правильности выбора. Покупатель должен быть уверен в превосходстве выбранного товара над уже знакомыми товарами той же категории.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что упаковка товара на складе перед его отправкой клиенту призвана выполнить четыре основные функции:
- Локализованная функция - упаковка должна ограничить в некотором объеме определенного количества продукции, делая возможным ее прохождение через систему распределения.
- Защитная функция - упаковка должна обеспечить охрану приобретаемого товара от вредного влияния окружающей среды, с одной стороны, а с другой - защитить окружающую среду от агрессивных и опасных товаров.
- Эксплуатационная функция - упаковка должна максимально и наиболее конкретно оказывать полезные услуги человеку, использующему данный товар (в виде удобного открытия и закрытия упаковки, свободного вынимания товара и возвращения его обратно, сохранения товара для повторного использования, измерения доз (частей) товара, предотвращения доступа для детей и т. д.).
- Коммуникационная функция - упаковка должна нести всю необходимую информацию, позволяющую идентифицировать товар и сообщить покупателю о его особенностях, побуждая, тем самым, его к покупке.
Тара как основной элемент упаковки товара
В последние годы большую популярность получила унифицированная тара. Как показывает практика, ее использование позволяет сократить трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ на складе, повышает качество хранения товаров, увеличивает эффективность их поиска, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации. Перечисленные эффекты служат весомыми аргументами в пользу использования унифицированной тары в процессе упаковки товаров на складе.
В зависимости от предназначения унифицированная тара может принимать различные формы. Прежде всего, различают такие виды, как потребительская и транспортная, индивидуальная и групповая, разовая и многооборотная, разборная и неразборная. Тара может быть изготовлена из различных материалов, поэтому выделяют деревянную, металлическую, картонную, стеклянную, бумажную, полимерную тару.
Существует несколько форм унифицированной тары. Большое распространение получили ящики, которые могут быть дощатыми, фанерными, стоечными, с опорами или без опор, со съемной стенкой или с открытой стороной. Часто используют поддоны, которые бывают плоскими, ящичными, составными, однонастильными или двухнастильными. Также необходимо упомянуть про бочки, цистерны, канистры, бидоны, фляги, корзины, кассеты, ящики, коробки, банки, бутылки.
Особенности упаковки как сервисной услуги склада
Складская упаковка товаров оказывает существенное влияние на уровень издержек предприятия и производительность логистической системы. В основном эти издержки формируются в результате совершения расходов на такие операции, как:
- приобретение упаковочных материалов;
- реализация ручных или автоматизированных операций по упаковке;
- последующая утилизация упаковочных материалов.
Упаковка товаров как сервисная услуга склада предприятия может быть осуществлена в двух формах. Первая форма - это потребительская упаковка, которая осуществляется с ориентацией к конечному потребителю товаров. Вторая форма - это промышленная упаковка, которая обеспечивает удобное выполнение логистических операций.
Товары должны отгружаться в упаковке, которая соответствует характеру товаров. Поэтому на складах на постоянной основе организуют ремонт поступающей тары и закупки новой тары. Кроме того, приобретают наполнитель - пенопластовые шарики и чипсы, макулатура, стружка и опилки - он призван предотвратить трение и свободное движение товаров в таре.
Стоит отметить, что требования к упаковке являются индивидуальными для каждой категории товаров. В связи с этим целесообразно выделить продукцию с жидким содержимым, хрупкие изделия, ценные вещи, мягкие изделия, предметы нестандартной формы, продукция с ограниченным сроком годности.