Транспортно-складская инфраструктура - это совокупность взаимосвязанных технических средств предприятия, которые обеспечивают выполнение им логистических функций и операций.
Общие сведения о транспортно-складской инфраструктуре предприятия
В настоящее время одним из важнейших объектов управления на предприятии являются логистические потоки материальных, информационных, финансовых и иных ресурсов. Управление логистическими потоками осуществляется, прежде всего, за счет эффективного проектирования и формирования транспортно-складской инфраструктуры предприятия и грамотного её размещения.
Транспортно-складская инфраструктура предприятия представляет собой комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур и объектов, которые составляют основу функционирования логистической системы предприятия в части транспортировки и складирования грузов и, тем самым, обеспечивают это функционирование. Транспортно-складская инфраструктура по сути является сочетанием двух инфраструктур - транспортной инфраструктуры и складской инфраструктуры. Поэтому содержание транспортно-складской инфраструктуры следует рассматривать сквозь призму этих двух направлений:
- Транспортная инфраструктура, в состав которой входят подъездные пути, внутренние автомобильные и железные дороги все виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, речной, морской, авиационный), а также трубопроводы.
- Складская инфраструктура, включающая в себя склады, бункеры, кладовые и другие подсобные помещения, в которых хранятся необходимые запасы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, а также запасы топлива.
Характеристика транспортной инфраструктуры предприятия
Транспортная инфраструктура, ее состояние и состав определяются, в первую очередь, условиями и основными параметрами логистической деятельности предприятия. К основным параметрам относят размеры и вес грузов, а также требования к месту проведения погрузо-разгрузочных работ.
В логистической (складской) деятельности предприятия в большинстве случаев используют следующие виды транспорта:
- техника с ручным управлением (например, гидравлические тележки для транспортировки поддонов, штабелеры для укладки грузов в несколько ярусов, манипуляторы для подъёма и переноса тяжеловесных грузов и др.);
- техника с комбинированным управлением (например, ручные тележки с электроподъемником, штабелеры с электроподъемником и др.);
- самоходный транспорт (например, погрузчики для перемещения грузов, подборщики для отбора товаров, ричтраки для работы на высотных складах, тягачи для перевозки тяжелых товаров).
Решающую роль в развитии транспортной инфраструктуры играет фактор стоимости. Это связано с тем, что как на этапе проектирования и формирования, так и на этапе текущего обслуживания транспортной инфраструктуры предприятие будет нуждаться в различных затратах.
Низкой себестоимостью перевозок традиционно характеризуются такие виды транспорта, как водный (морской и речной) и трубопроводный. Высокая себестоимость перевозок свойственна автомобильному и, особенно, воздушному транспорту.
Состояние транспортной инфраструктуры предприятия во многом определяет скорость и качество продвижения товарно-материального потока от предприятия до потребителя. В связи с этим важной является регулярность вложения капитальных средств в развитие и обновление транспортной инфраструктуры.
Транспортная инфраструктура является одним из главных объектов ремонтного хозяйства предприятия. Оно направлено, в первую очередь, на решение задачи по обеспечению бесперебойной работы всего парка машин и оборудования за счет проведения планового ремонта и текущего обслуживания.
Характеристика складской инфраструктуры предприятия
Состояние и состав инфраструктуры является важным фактором эффективности работы складских помещений. Складская инфраструктура обычно представлена помещениями, которые используются для хранения материальных ресурсов и готовых товаров.
Любой склад обычно разбивается на несколько зон. Их размеры и структура взаимосвязей в большинстве случаев определяются товарооборотом предприятия и характеристиками груза, с которым ему приходиться постоянно работать. Выделяют следующие зоны:
- Погрузочно-разгрузочная зона - обустроена подъездными путями, площадками, платформами, эстакадами, рампами, средствами освещения, предназначенными для разгрузки прибывших транспортных средств и погрузке готовящихся к отправке транспортных средств.
- Зона хранения - ее параметры (стеллажное оборудование, погрузочная техника, коридоры) зависят от ассортимента и вида товара, а также принятого времени полной смены товарных запасов.
- Зона сортировки и комплектации грузов - используется для приема заявок на товары, отбора товаров с мест хранения, сортировки и комплектования товаров, их подготовке к выдаче, а также перемещения в зону погрузки.
- Зона экспедиции (может быть разделена на сектор отправки и сектор приемки) - используется для учета грузов, временного складирования уже подготовленных грузов, сопроводительного документирования.
Кроме того, на складе могут располагаться административно-бытовые помещения, в состав которых обычно входят санитарно-бытовые помещения, помещения здравоохранения, общественного питания, помещения управления, охраны труда. Обустройство этих помещений также может быть включено в сферу рассмотрения вопросов, связанных с формированием и развитием складской инфраструктуры.
Складская инфраструктура является одним из главных факторов трудозатрат складского персонала. В связи с этим необходимо обеспечить совместимость всех элементов складской инфраструктуры (например, конструкции склада и применяемых технологий) и обеспечить компетентное управление ими со стороны работников склада.