Транспортные издержки
Спецификой формирования транспортных издержек является их деление по двум стадиям: по начально-конечным и движенческим операциям.
Издержки на стадии осуществления начально-конечных операций включают расходы на подачу подвижно состава к погрузке и выгрузке, погрузочно-разгрузочные работы, маневровые работы и др. Эти затраты зависят только от объема груза и не связаны с дальностью перевозки.
Издержки по производству движенческих операций включают расходы на топливо, содержание дорог и терминалов, подвижного состава в пути следования, энергетического хозяйства, связи, сигнализации и др. Эти расходы непосредственно обуславливаются дальностью перевозки.
В связи с данной спецификой транспортных затрат себестоимость единицы транспортной работы (одного тонно-километра) уменьшается при увеличении расстояния перевозки и объема перевозки.
Транспортные затраты, а также сопутствующие издержки перевозчиков и логистических посредников - основа для формирования транспортных тарифов. На различных видах транспорта существуют свои виды тарифов и принципы их формирования.
Транспортные тарифы железнодорожного транспорта
На железнодорожном транспорте для расчета стоимости перевозки груза используют следующие виды тарифов:
- общие тарифы – обычные тарифы на перевозку основной массы грузов;
- исключительные – повышенные или сниженные тарифы на перевозку отдельных наименований груза, служат в основном для сглаживания неравномерности перевозок;
- льготные – тарифы для перевозки грузов самих железных дорог и грузов для определенных целей;
- местные - действуют в пределах одной железной дороги.
На величину провозной платы влияют следующие факторы:
- расстояние перевозки;
- вид сообщения;
- вид отправки;
- вид подвижного состава;
- род груза;
- вид собственности подвижного состава;
- тип колеи;
- прочие условия перевозки.
При формировании грузового железнодорожного тарифа использую общую формулу:
Тгр = ТСинфр + ТСваг,
где ТСинфр – тарифная составляющая, которая включает стоимость использования инфраструктуры ОАО «РЖД»; ТСваг – тарифная составляющая, которая учитывает стоимость содержания и обслуживания вагонного.
Каждая из составляющих включает тарифную ставку за начально-конечную и ставку за движенческую операцию.
Транспортные тарифы водного транспорта
Оплата за перевозку груза водным транспортом осуществляется по объявленному тарифу или по фрахтовой ставке.
Фрахт – плата судовладельцу за предоставление транспортного средства для перевозки груза, в размер фрахта в некоторых случаях включают не только стоимость перевозки, но и стоимость погрузочно-выгрузочных работ.
Величина фрахтовой ставки не фиксирована, определяется исходя из конъюктуры рынка. По фрахтовой ставке оплачиваются перевозки трампового судоходства (когда работа судна не привязана к определенным портам и выполняется не по расписанию).
Тарифы на перевозку грузов водным транспортом устанавливаются для линейного судоходства, то есть для плаванья по направлению устойчивого грузопотока по установленному расписанию.
Транспортные тарифы автомобильного транспорта
Выделяют следующие виды грузовых тарифов автомобильного транспорта:
- сдельные - тарифы, определяемые в зависимости от объема перевозки, учитывающие также класс груза (степень использования грузоподъемности);
- повременные – тарифы, определяемые за каждый час работы транспорта;
- покилометровые – тарифы, определяемые из пробега;
- договорные тарифы.
Транспортные тарифы авиационного транспорта
Грузовые тарифы авиатранспорта классифицируются на:
-
основные тарифы, в том числе:
- нормальные (базовые тарифы, распространяются на груз до 45 кг);
- количественные (тарифы со скидкой, для больших объемов перевозки более 45 кг);
- минимальный сбор (минимальная оплата за отправку груза, взимаемая за одну отправку в случае, если провозная плата по нормальному тарифу ниже минимального сбора);
-
классовые (устанавливаются для специфических видов груза, требующих особых условий перевозки);
- специальные – корейты (льготные тарифы для определенных грузов, следующих в конкретном направлении).