Транспортная характеристика грузов
Транспортная характеристика груза – совокупность свойств, которые определяют условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения.
Транспортная характеристика грузов включает следующие элементы:
- физические свойства (сыпучесть, гигроскопичность, слеживаемость, хрупкость, скважистость, пористость и другие);
- химические свойства (самонагревание, самовозгорание, коррозия, окисление);
- термометрические свойства (смерзаемость, спекаемость, морозостойкость, теплостойкость и другие);
- объемно-массовые характеристики (плотность, навалочная плотность, удельный объем; удельная масса);
- параметры тары и упаковки (жесткая или мягкая, сминаюаяся или упругая т т.д.);
- характеристики опасности (огнеопасность, взрывоопасность, вредность, ядовитость, радиактивность);
- специфические свойства (скоропортящееся грузы, живность и др.).
Классификация грузов
Грузы классифицируют на основе транспортной характеристики по ряду обобщающих признаков, при этом на разных видах транспорта приняты свои принципы отнесения груза к той или иной группе.
Основной является классификация грузов по физическим свойствам, она определяет способы погрузки, выгрузки, условия перевозки и выбор подвижного состава. Здесь выделяют три основные категории: грузы, перевозимые навалом (насыпью), наливом или поштучно.
-
Насыпные грузы – грузы, которые допускаются к перевозке насыпью.
На железных дорогах к ним относятся зерновые грузы (пшеница, овес, рожь, гречиха, ячмень и др.). На других видах транспорта отдельной категории «насыпные грузы» не выделяют, используя термин «навалочные грузы».
-
Навалочные грузы принимают к перевозке навалом, то есть без счета мест.
На железных дорогах к ним относят руду, твердое топливо, строительные материалы, лесоматериалы и др. Для перевозки наволочных грузов в основном используют полувагоны.
На автомобильном транспорте к категории наволочных относят все мелкоштучные грузы, которые можно складывать в штабеля или кучи без счета мест.
На морском транспорте навалочным считают все грузы, которые перевозят навалом (без тары), к ним относят незерновые (сахар, уголь, руда и др.) и зерновые. Для перевозки наволочных грузов на водном транспорте используют суда балкеры.
-
Наливные грузы − жидкие грузы, перевозимые наливом, на железнодорожном транспорте в вагонах-цистернах, на автомобильном транспорте в автоцистернах, на водном транспорте в судах танкерах. К ним относится нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, химические продукты, жидкие пищевые продукты.
-
Штучные (генеральные) грузы – грузы, предъявляемые к перевозки поштучно (со счетом мест), отличаются разнообразием формы и объемно-массовых характеристик, видов упаковки и тары.
На железных дорогах в этой категории выделяют тарно-упаковочные (перевозимые в таре и упаковке) и штучные грузы. На морском транспорте все подобные грузы, состоящие из отдельных грузовых мест называют генеральными (в том числе мешковые, контейнерные, пакетные грузы и др.).
На автомобильном транспорте выделяют штучные тарные и бестарные грузы.
Штучные (генеральные) грузы также классифицируются в зависимости от объемно-массовых характеристик грузового мета: тарно-упоковочные, тяжеловесные, легковесные, длинномерные, громоздкие, негабаритные.
- Тарно-упаковочные – грузы в таре или упаковке с массой места менее 500 кг (на железнодорожном транспорте);
- Легковесные – грузы морского транспорта, которые при массе 1 т занимают объем более 2 м3 (бамбук, вата и др).
-
Тяжеловесные – штучные грузы большой массы:
- на железнодорожном транспорте с массой места более 500 кг;
- на морском – более 5 тонн;
- на автомобильном более 250 кг, а для катных грузов– более 400 кг.
-
Длинномерные и громоздкие:
- на железнодорожном транспорте грузы длинной более 3 метров, шириной более 2,6 метров, высотой от 2,1 метров;
- на автомобильном транспорте – грузы, выступающие более чем на 2 метра длины кузова.
-
Негабаритные грузы – это грузы, габаритные параметры которых превышают допустимые при перевозке данным видом транспорта размеры и нормы, установленные правилами эксплуатации железных дорог или правилами дорожного движения.