Паромная технология перевозки
Паромная транспортно-технологическая система – интермодальная система грузовых перевозок в железнодорожно-водном, водно-автомобильном или комбинированном (автомобильно-железнодорожно-водном) сообщениях.
Транспортирование груза осуществляется автомобильным транспортом или в вагоне, которые на водном участке пути закатываются на паром. Материально-техническая база паромных перевозок включает:
- суда-паромы;
- береговые устройства для подачи подвижного состава (вагона или автомобиля) на паром и вывода его с парома;
- береговые площадки и железнодорожные пути для обработки подвижного состава и его накапливания перед подачей на паром;
- автомобильные дороги и подъездные железнодорожные пути.
Для расстановки подвижного состава (вагонов и автомобилей) по палубам парома может применяться два способа:
- закатка (выкатка) непосредственно по аппарелям (аппарель – рампа, пологая площадка для подъема/спуска техники на судно;
- лифтовая система.
Технология паромной автомобильно-водной перевозки состоит из следующих операций:
- загрузка автомобиля на складе отправителя;
- транспортирование груза автомобилем до порта отправления (фидерная перевозка);
- закатка автомобиля на паром в порту отправления;
- транспортирование груженого автомобиля по водному участку пути;
- выкатка автомобиля с парома в порту прибытия;
- доставка груза автомобилем до склада получателя;
- выгрузка автомобиля у получателя.
За счет горизонтального способа погрузки колесной техники на паром снижаются издержки, связанные с перевалочными операциями, простоем транспортных средств, созданием механизированного портового хозяйства. При этом мировая практика показывает, что паромные системы наиболее эффективны в случае, если расстояние перевозки по морскому участку пути составляет более 1000 км.
Помимо грузовых сообщений, паромная интермодальная технология широко используется для перевозки пассажиров и багажа, автобусов и легковых автомобилей. Подобная технология была внедрена для переправы туристов через Керченский пролив, соединяющий Крым и Краснодарский край.
Ролкерная технология перевозки
В ролкерной системе перевозок используется тот же принцип, что и в паромных сообщениях: вагоны и автомобили выступают в качестве укрупненной грузовой единицы и по водному участку пути транспортируются вместе с грузом на судне.
Отличие ролкерной системы от паромной в том, что в качестве средства перевозки подвижного состава (вагонов или автомобилей) по морю применяются специализированные рейсовые суда, которые курсируют между морскими портами. Такие суда называются ролкеры, а сама система перевозок в зарубежной практике получила название «ро-ро», от английского «roll on – roll off» − «закатить−выкатить».
Преимущества ролкерной системы в следующем:
- быстрая загрузка/выгрузка судна;
- снижение себестоимости грузопереработки в портах;
- не требует сооружения механизарованных причалов;
- повышение сохранности грузов;
- упрощение коммерческих операций в портах при передачи груза с одного вида транспорта на другой.
Вместе с тем, ролкерные системы обладают недостатками:
- снижение полезной загрузки судна в связи большим весом перевозимого вместе с грузом колесной техники;
- более высокая стоимость строительства ролкеров по сравнению с обычными сухогрузными судами.
Ролкерные перевозки распространены районах Северного, Балтийского, и Средиземного морей в связи с тем, что прибрежные регионы имеют развитую автодорожную сеть.