Понятие фрахтования
Фрахтование – коммерческая операция, состоящая в заключении договора фрахтования (чартера) о найме судна для перевозки.
Оплата услуг по предоставлению в пользование судна называется фрахтом.
Сторонами процедуры фрахтования выступают фрахтовщик, который предоставляет судно и фрахтователь – наниматель транспортного средства.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, по договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязан предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости судна для выполнения одного или нескольких рейсов при перевозке пассажиров, грузов или багажа.
Договор фрахтования на морском транспорте называют чартером. Чартеры в основном оформляются не для нерегулярных перевозок массовых грузов (т.е. для трамповых перевозок). Формы морских чартеров определяются различными транспортными кодексами. Стандартная форма чартера называется проформа. Применение проформ в значительной степени упрощает процедуру фрахтования судов. Кроме того, проформы вырабатывались в результате длительных переговоров между сторонами, поэтому они максимально учитывают интересы грузовладельцев (фрахтователей) и перевозчика (судовладельца).
Кроме того, на практике применяются краткие формы договора фрахтования, в которых согласовываются только базовые характеристики перевозки, а относительно прочих условий дается ссылка на проформу чартера.
Среди таких кратких форм:
- букинг-нот − предварительная заявка фрахтователя с целью забронировать место на судне для определенной партии груза;
- берс-нот − договор на перевозку попутных массовых грузов.
Условия фрахтования
При заключении договора фрахтования оговариваются следующие условия:
- характеристики судна;
- количество груза;
- порты погрузки/выгрузки;
- нормы погрузки/выгрузки;
- оплата грузовых работ;
- оплата морской перевозки (фрахт);
- прочие условия.
Помимо этого, в процессе фрахтования оговаривается круг условий касательно времени предоставления судна под грузовые операции. Относительно этого в договоре обозначаются два ключевых термина:
- сталийное время – промежуток времени, в течение которого фрахтовщик (судовладелец) предоставляет судно фрахтователю для выполнения грузовых операций без дополнительных к фрахту платежей (обычно это 5-10 суток);
- контрсталийное время – время, превышающее сталийное. В случае если фрахтователь (грузовладелец) держит судно в простое под грузовыми операциями дольше установленного в договоре срока, на него ложится обязанность возместить фрахтовщику (судовладельцу) расходы на содержание судна, а также убытки, которые могут возникнуть из-за задержек.
Для учета сталийного времени агентом судна и портом совместно ведется специальный документ – таймшит.
Для стимулирования сокращения времени простоя судна в договоре фрахтования утверждается система штрафов и поощрений:
- демередж – штраф за простой судна сверх сталийного времени, который включает частичное возмещение затрат фрахтовщика (судовладельца) на содержание судна во время стоянки;
- детеншен – штраф за простой судна после контрсталийного времени, в этом случае убытки за простой судна компенсируются не частично, а в полном объеме;
- диспач – компенсация усилий фрахтователя за окончание грузовых операций до истечения сталийного времени.
В случае, когда простой (демередж или детеншен) и диспач при погрузке или вы¬грузке взаимно засчитываются применяется термин реверсибл.
В некоторых случаях в договоре фрахтования (чартере) не фиксируется твердая норма времени на выполнение грузовых работ, а указывается, что эти операции должны осуществляться «по обычаям порта», «как обычно» или «с обычной скоростью».