Организация терминально-логистического комплекса
Терминально-логистический центр – это комплекс, который обеспечивает весь спектр услуг по обслуживанию грузов (складирование, экспедиторские, страховые, юридические услуги, доставка грузов от двери до двери) с минимальными затратами, по определенному маршруту, в установленные сроки.
Важнейший компонент логистики – организация складских процессов на предприятии, влияющая на бесперебойное продвижение материальных потоков.
Одна из основных целей логистики – своевременная доставка грузов в условиях максимальной экономии ресурсов. Чтобы добиться данной цели необходимо согласовать технические и технологические параметры терминально-логистического комплекса.
Организационная структура может быть:
- Децентрализованной – характеризует самостоятельное функционирование каждой сферы/склада – закупки, производство, сбыт;
- Централизованной – все складские процессы и склады подчиняются единому управлению.
Результаты организации терминально-логистического комплекса:
- Повышение уровня занятости населения;
- Увеличение налоговых поступлений в местный и региональный бюджеты;
- Улучшение временной координации и сотрудничества различных видов транспорта в смешанных перевозках;
- Повышение инвестиционной привлекательности региона;
- Повышение ритмичности работы региональных предприятий за счет бесперебойного снабжения продукцией;
- Решение проблемы производства и закупок в регионе;
- Разделение поставки производительного и потребительского назначения;
- Выход на внешнеторговые связи при экспорте региональной продукции на мировой рынок;
- Упрощение и консолидирование таможенных, страховых, банковских операций;
- Организация курсов подготовки новых престижных специальностей – логистов.
Ключевые понятия
Терминал представляет собой систему сооружений, оснащенные современным технологическим оборудованием, которое позволяет выполнять весь спектр услуг по процессу транспортировки и распределения материальных ценностей. В переводе с английского terminal означает конечный пункт.
Сам транспортный процесс можно назвать хорошо организованным в случае, если он начинается и заканчивается на специальных объектах – складах, которые приспособлены для максимально эффективного преобразования грузопотоков. Эти склады могут быть автоматизированными либо механизированными, различного типа и назначения, на них могут организовываться различные перегрузочно-складские и транспортные работы. Преобразование грузопотоков обеспечивает максимально эффективное транспортирование и использование грузов/товаров/материалов.
Склад – это система зданий, сооружений, подъемно-транспортных машин, оборудования, а также средств автоматики, вычислительной техники, регулирующих и контролирующих их работу, которая предназначена для размещения, хранения товара/материальных ценностей/груза, их подготовки к производственному потреблению и непрерывному снабжению ими потребителей.
Склад – важный компонент логистической системы, так как помогает организовать грузопоток. Он располагается на промышленных и торговых предприятиях.
Транспортно-грузовой комплекс – это транспортно-грузовые системы, которые обеспечивают перегрузку груза из одного вида транспорта в другой, складские работы, временное хранение грузов.
Грузовой терминал – это объединение комплекса сооружений, персонала, технических и технологических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом погрузкой, разгрузкой, хранением, сортировкой, переработкой различных партий грузов, информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков, посредников в различных перевозках.
Перевозка груза через терминал называется терминальной перевозкой, она интегрирует большое число логистических функций. Терминал взаимодействует с перевозчиками, экспедиторами, клиентами, посредниками, таможней, банками и другими контрагентами.
Грузовой терминал состоит из: крытых складских корпусов, открытых складских площадок для контейнеров, тяжеловесных грузов, железнодорожных, автомобильных подъездных и внутренних путей, служебно-технических и административно-бытовых зданий, стоянок для автомобилей, гаражей, ремонтных мастерских для транспортных средств, тары, контейнеров, подъемно-транспортных машин, топливозаправочных и экипировочных устройств для транспортных средств, таможенного поста, внешних и внутриплощадочных инженерных сетей, устройства освещения, пожарной и охранной сигнализации, устройств связи, ограждений территорий и контрольно-пропускных пунктов, комнат отдыха, общественного питания.
Склады являются составными частями терминалов наряду с другими объектами и сооружениями.
Грузовые терминалы классифицируются по видам транспорта (морской, железнодорожный, автомобильный, водный), по роду грузов, по организационно-правовому статусу, по составу объектов и комплексу выполняемых логистических операций.
Стратегия размещения терминально-логистического комплекса
Стратегия размещения терминально-логистического комплекса учитывает социальные, экономические, инвестиционные факторы.
Особенности, влияющие на размещение терминально-логистического комплекса:
- Корректный учет формирования товарно-грузовой базы (учет логистического и отраслевого эффекта от размещения комплекса);
- Организационно-правовая форма комплекса;
- Последовательное принятие решений по расчету транспортно-экономического баланса того или иного терминально-логистического комплекса;
- Определение долевого участия в капитале создаваемого терминально-логистического комплекса для каждого соучредителя;
- Обоснование и установление границ обслуживания терминально-логистического комплекса для более эффективного использования различных видов транспорта;
- Снижение материальных средств в обороте, уменьшения текущих запасов, ускорения перемещения товарных ресурсов между терминально-логистическими комплексами потребителями его услуг.