Логистическая инфраструктура - это комплексная инженерно-экономическая система, которая функционирует с целью обеспечить доставку груза от грузоотправителя грузополучателю с максимально возможной скоростью и с минимально возможными затратами.
Понятие логистической и дорожно-транспортной инфраструктуры
Одну из основ экономической жизнедеятельности общества обеспечивает дорожно-транспортная и логистическая инфраструктура. Речь идет про комплекс взаимосвязанных инфраструктурных (инженерно-экономических) объектов, цель существования и функционирования которых состоит в обеспечении нормального (желательно - оптимального) движения материальных, финансовых, информационных потоков в цепи поставок между производителями и потребителями.
Логистическая инфраструктура воспринимается как широкая категория, которая включает в свой состав большое число объектов. В наиболее общем виде логистическую инфраструктуру стоит рассматривать как совокупность следующих шести групп хозяйствующих субъектов, которые занимаются производством и содержанием материальных объектов, оказанием различных услуг:
- Институциональная группа — органы государственной власти (прежде всего, в области налогообложения и таможенного дела);
- Общественная группа — общественные объединения предпринимателей, потребителей (в том числе специализированные в сфере перевозок);
- Исследовательская группа — научно-исследовательские организации, маркетинговые компании, логистические фирмы;
- Регламентирующая группа — юридические службы, службы санитарно-эпидемиологического надзора, стандартизации, метрологии и сертификации;
- Обслуживающая группа — учреждения в сфере финансов, образования, страхования, аудита, лизинга и т.д.;
- Техническая группа — ремонтные предприятия, сервисные центры, поставщики запасных частей.
Дорожно-транспортная инфраструктура большинством авторов рассматривается в качестве составной части логистической инфраструктуры. Ее содержание представлено такими объектами, как пути сообщения, грузовые и пассажирские вокзалы и станции (считаются базовыми объектами), а также технические сооружения, компании по организации перевозок и по продаже билетов, инженерные сети, коммуникации (относятся к вспомогательным объектам) и т.д.
Необходимость развития дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры
С течением времени в обществе формируются новые хозяйственные связи, создаются и внедряются в производственную практику новые технические (в том числе транспортные) средства. Изменению указанных и ряда других факторов должно также соответствовать развитие логистической и дорожно-транспортной инфраструктуры. В отсутствии этого развития возникают проблемы, которые выступают ограничителем для социально-экономического роста.
Прежде всего, из-за увеличения числа активных участников социально-экономической жизни исчерпывается пропускная способность дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры. Негативным результатом этого стал рост временных потерь, увеличение транспортных издержек и уровня загрязнения окружающей среды. Выявленные результаты развития логистической и дорожно-транспортной инфраструктуры приводят к тому, что она уже не может рассматриваться как надежный и серьезный источник формирования стабильных доходов бюджета, конкурентное преимущество региональной (национальной) экономики и ее субъектов.
Описание стратегии развития дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры
Сейчас считается, что эффективным инструментом развития дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры может стать стратегия, разработанная, принятая и реализуемая на общегосударственном уровне. Стратегия представляет собой документ стратегического планирования. В нем в агрегированном виде представлен комплекс мероприятий, взаимоувязанных по целям, исполнителям, выделенным ресурсам (включая бюджетные средства), срокам и принципам выполнения.
Стратегия развития дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры является отраслевым документом стратегического планирования государства. Это означает, что он разрабатывается, утверждается, исполняется и контролируется уполномоченными органами государственной власти. В данном документе определены приоритеты, цели и задачи государственного управления, а также представлены способы их эффективного достижения и решения.
Рассматриваемая нами стратегия должна определить приоритетные направления развития дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры (города, региона или страны), реализация которых позволит обеспечить надежную работу транспортной системы и ее дальнейшее развитие в соответствии с потребностями населения, бизнеса и государства в перевозках с минимальными затратами времени при обеспечении их комфортности, надежности и безопасности.
Как правило, подобная стратегия ориентирована на решение следующих задач:
- Удовлетворение потребностей экономики и местного населения;
- Создание дополнительных рабочих мест для местного населения;
- Увеличение доходной части бюджета;
- Улучшение транспортной доступности определенных населенных пунктов для других городов, регионов, государств, повышение мобильности местного населения;
- Снижение отрицательных последствий для окружающей среды от осуществления транспортно-логистической деятельности;
- Обеспечение конкурентоспособности местного логистического комплекса в среднесрочной и долгосрочной перспективах на международном рынке транспортно-логистических услуг;
- Ускоренная интеграция местного логистического комплекса в международную транспортную и логистическую сеть.
Развитие дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры имеет приоритетное значение для развития экономики вообще, поскольку она, представленная комплексом технических устройств, зданий и сооружений, призвана обеспечить взаимодействие различных видов транспорта в процессе перемещения грузов, их приема, накопления, обработки, отправления и выдачи.