Стратегический сорсинг - это деятельность экономических субъектов, которая заключается в поиске и установлении рациональных источников поставок, что приводит к минимизации общих затрат.
Понятие стратегического сорсинга
В современных условиях ведения бизнеса ключом к правильному фокусированию логистики снабжения (что, в свою очередь, позволяет предприятиям обеспечивать рентабельность и рост бизнеса) является стратегический сорсинг. Стратегический сорсинг (в переводе с английского языка на русский: Sourcing - Поиск) представляет собой процесс поиска и установления рациональных источников поставок и разработки на этой основе соответствующих каналов, которые характеризуются наименьшими общими затратами.
На сегодняшний день стратегический сорсинг с точки зрения работы со стратегическими источниками снабжения является ключевым драйвером для предприятия в процессе разработки как общекорпоративной стратегии, так и стратегии снабжения. Стратегический сорсинг базируется на положениях концепции общих логистических затрат (англ. total cost of ownership, ТСО) на снабжение предприятия, т.е. закупки необходимых товаров, работ, услуг.
Концепция стратегического сорсинга способствует расширению традиционной организационной закупочной деятельности предприятия. Фактически она охватывает весь цикл закупок, который включает такие виды деятельности, как идентификация потребностей, поиск производственных линий, оплата продукции и ее получение. Процессы стратегического сорсинга направлены, прежде всего, на постоянное совершенствование и переоценку процесса закупок предприятия.
В концептуальном плане стратегический сорсинг представляет собой совокупность процессов, которые используются в качестве основания для принятия руководством предприятия решений о стратегических источниках поставок/закупок, в результате чего оно может получить необходимые ему ценности. Процессы стратегического сорсинга имеют место в рамках всех типов закупок, однако конкретные подходы, стратегии и наиболее совершенные приемы существенно отличаются, поскольку ими в основном отражаются корпоративные приоритеты и возможности.
Содержание процесса стратегического сорсинга
Японский писатель Тосихиро Нисигути в 1994 году обозначил ключевые шаги, которые необходимо делать в рамках непрерывного процесса стратегического сорсинга. Эти шаги располагаются в следующей последовательности:
- Проведение оценки текущих расходов предприятия (т. е. определению подлежат предмет, место и цена закупки).
- Проведение оценки рынка предложения (т. е. определению подлежат действующие поставщики и их предлагаемая ими продукция).
- Анализ общих затрат предприятия по закупкам материальных ресурсов (т.е. определение стоимости предоставления этой продукции).
- Выбор подходящих поставщиков, т. е. в наибольшей степени удовлетворяющим запросам предприятия.
- Разработка стратегии поиска поставщиков (т.е. выбор места закупки с учетом текущей рыночной ситуации, включая величины спроса и предложения, в условиях минимизации рисков и затрат).
- Внедрение переговоров с поставщиками (согласуются вопросы о виде, составе и количестве продукции, о необходимом уровне обслуживания, о цене, о географическом охвате, об условиях оплаты и т. д.).
- Внедрение новой структуры поставок в повседневную практику ведения хозяйственной деятельности предприятия.
- Мониторинг результатов закупочной деятельности и периодическое возобновление проведения оценочных процедур.
Кроме этого, еще существуют и другие варианты описания процесса стратегического сорсинга. Они в некоторой степени схожи друг с другом, но какого-либо стандартного набора шагов и процедур на данный момент в логистике не существует. По мере того, как стратегический сорсинг внедряется и практикуется с течением времени, многие крупные компания вносят коррективы в содержание и структуру этого процесс, чтобы лучше удовлетворять свои индивидуальные корпоративные потребности.
Стратегический сорсинг и затраты на закупки
Стратегический сорсинг требует, чтобы специалисты по закупкам разделили затраты предприятия по категориям, базируясь на важности продукта и услуги, а также сложности рынка. С этой целью рекомендуют выделять следующие категории затрат:
- Категория затрат «Стратегические возможности» - это сорсинговые группы с высокой ценностью, рынок поставок которых является трудным (например, регулируемые государством рынки газа, сахара и т.п.).
- Категорию затрат «Узкие места» - это сорсинговые группы с низкой ценностью, рынок поставок которых является трудным (например, рынок химии для производства азотной, серной и соляной кислот).
- Категория затрат «Усиливающиеся возможности» - это сорсинговые группы с высокой ценностью, рынок поставок которых является благоприятным (например, рынок рекламных услуг, печатной полиграфии).
- Категория затрат «Некритичные возможности» - это сорсинговые группы с низкой ценностью, рынок поставок которых является благоприятным (например, рынок канцелярских товаров, услуг по ремонту бытовой техники).
Использование данной группировки затрат, связанных с приобретением у поставщиков необходимых сырья и материалов, позволяет уполномоченным специалистам предприятия не только осуществить стратегический сорсинг, но и после него наладить с поставщиками отношения стратегического партнерства.
Важным результатом подобных отношений станет реализация способностей поставщиков не только по поставке товаров и услуг соответствующей спецификации по приемлемым ценам, в необходимые сроки и с надлежащим качеством, но по созданию новых возможностей для бизнеса компании и формированию у нее дополнительных технологических конкурентных преимуществ.