Управление закупками - это составная часть логистического менеджмента предприятия, которая заключается в планировании, организации и контроле процессов приобретения товарно-материальных ценностей, необходимых для обеспечения бесперебойной и успешной деятельности предприятия в ближайшей перспективе.
Необходимость совершенствования процесса управления закупками
Совершенствование процесса управления закупками является одной из важных задач торговых организациях. Обычно вопросы, которые касаются этой темы, раскрыты в таком документе, как Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд организации. Ее руководству необходимо установить единые подходы по реализации данного Положения.
Кроме того, менеджерам нужно организовать и скоординировать материально-техническое обеспечение и закупочную деятельность торговой организации в соответствии с национальным законодательством, внутренними распорядительными и нормативными документами. Процесс управления закупками должен быть организован таким образом, чтобы было обеспечено бесперебойное снабжение торговой организации качественными товарами, работами, услугами.
Со стороны акционеров организации должен быть установлен разумный контроль над закупками. Он должен способствовать достижению экономической эффективности при проведении закупок.
Процесс управления закупками в общем случае направлен на предотвращение ошибок и злоупотреблений в данной области хозяйственной деятельности предприятия. С помощью управленческого воздействия нужно обеспечить проведение закупок продукции на конкурентной основе там, где это возможно. Если же закупать на конкурентных рынках невозможно, то за принятием решений в подобных ситуациях необходимо устанавливать повышенный контроль.
Совершенствование процесса управления закупками в торговых организациях призвано обеспечить:
- проявление профессионализма при проведении закупок;
- закрепление практики формирования и исполнения планов закупок;
- внедрение единой методологии по регламентации закупочных процедур;
- организацию периодического проведения маркетинговых исследований конъюнктуры рынка снабжения и др.
Таким образом, совершенствование процесса управления закупками приводит к повышению экономической эффективности деятельности торговых организациях, у которых повышается конкурентоспособность в условиях жесткой конкуренции. Причем управление закупками способно улучшить взаимодействие между базовыми, функциональными сферами хозяйственной деятельности (речь идет про снабжение, производство, маркетинг, организацию продаж).
Меры по совершенствованию процесса управления закупками
У многих торговых организаций сегодня фиксируются недостатки в сфере закупок. Как показывает практика, большинство из них недостаточно уделяет внимание планированию закупок. Кроме того, имеют место высокие затраты на доставку товаров, которые впоследствии приходится компенсировать за счет повышения цен, что негативно сказывается на конкурентоспособности организации. Через решение обозначенных проблем будет усовершенствован процесс управления закупками.
В области работ по планированию закупок нужно разработать и утвердить новые должностные обязанности менеджера по закупкам торговой организации. Этот менеджер будет ответственным за разработку годового плана поступления товаров в организацию, который, в свою очередь, должен подразделяться на квартальные и месячные планы.
В обязанности менеджера торговой организации по закупкам должно входить ведение календаря закупок, которым бы определялись такие существенные параметры закупки, как:
- время очередной поставки товаров;
- состояние товарных запасов организации;
- источники поступления товаров;
- стоимость поступающих товаров;
- условия поставки.
Рекомендуется установление для отдельных товаров минимального и максимального объемов поставки. Если закупка будет осуществлена ниже минимального объема, то произойдет повышение цены реализации на товар.
В рамках работы по совершенствованию процесса управления закупками в торговой организации нужно принять меры для начала оказания прямого воздействия на поставщиков, в результате которых бы улучшалось качество товаров и расширялся их ассортимент, что повышало бы степень удовлетворения потребительского спроса.
Для того чтобы сократить затраты по доставке товаров, торговой организации целесообразно организовать работу по логистике закупок при помощи специализированного программного продукта. В настоящее время информационно-телекоммуникационные и цифровые технологии достигли такого уровня развития, что специально созданные программные продукты научились самостоятельно организовывать логистические принципы в организации даже без привлечения специалистов.
Еще одна мера по совершенствованию процесса управления закупками может быть связано с повышением квалификации связанных экспертов и сотрудников торговой организации. В результате прохождения курсов по повышению квалификации сотрудники организации будут знакомы с последними изменениями законодательства в закупочной и иных связанных сферах деятельности, а также с новыми технологиями, которые могут быть применены в рамках закупочной деятельности торговой организации.
Таким образом, в результате проведения мероприятий, направленных на совершенствование процесса управления закупками, торговая организация может получить дополнительные конкурентные преимущества, которые позволят ей не только сохранить, но и увеличить существующую долю рынка сбыта, повысить общую эффективность закупочной деятельности, а также создадут благоприятные условия для дальнейшего экономического роста.