Логистика перевозки грузов - это планирование, организация, контроль и иные формы управления осуществлением транспортировки товарно-материальных ценностей из мест отправления в места назначения.
Основы организации городской логистики перевозки грузов
В последнее время во всем мире существенно возрос интерес к развитию систем грузовых перевозок. Они связывают между собой участников системы снабжения, которая расположена как в городских, так и в сельских районах, а также конечных потребителей, которые представлены городскими жителями, розничными магазинами и др. В связи с этим на фоне роста численности городов и увеличения количества потребителей обостряется проблема своевременной и качественной доставки грузов на городских территориях.
Перевозка грузов представляет собой логистическую функцию, которая заключается в физическом перемещении материальных объектов из одного места в другое путем использования транспортно-технических средств. Перевозка грузов является одной из популярных логистических функций, поскольку благодаря ей устанавливаются и реализуются хозяйственные связи между территориально удаленными поставщиками (производителями) и заказчиками (производственными и конечными потребителями).
Перевозка грузов в городском сообщении в большинстве случаев осуществляется посредством специализированных крупногабаритных транспортных средств (так называемых, грузовиков). Их присутствие на городских дорогах обычно вызывает ряд негативных последствий. Среди основных из них:
- содействие скоплению транспорта на городских дорогах;
- загрязнение воздуха города выхлопными газами;
- создание дополнительного шума;
- снижение уровня безопасности дорожного движения;
- оказание воздействия на дорожное полотно и увеличение его износа и др.
Таким образом, минимизация указанных последствий и в конечном итоге их полная ликвидация является приоритетной задачей местных органов власти, которые занимаются вопросами совершенствования организации логистики перевозки грузов в городском сообщении.
Как ожидается, в ближайшем будущем продолжит расти быстрыми темпами объем грузовых транспортных средств, которые двигаются в пределах города. Ключевыми причинами формирования и развития такой тенденции являются, во-первых, текущая практика производства и распределения, в основе которой лежат низкие запасы и своевременные поставки, во-вторых, резкое увеличение видов и объемов деятельности электронного бизнеса, что способствует созданию значительных объемов личных поставок. Именно поэтому в первоочередном порядке требуется решения вопросов, связанных с оптимизацией (во всех смыслах) грузовых перевозок внутри городского пространства.
Пути совершенствования организации городской логистики перевозки грузов
Мировая практика на сегодня показывает, что органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за развитие городского дорожного движения, в большинстве случаев принимают такие меры, как временные окна и ограничения на транспортные средства. Таким образом органы власти стремятся уменьшить неудобства, с которыми приходиться сталкиваться горожанам.
В случае временных окон ограничивают движение грузового транспорта в те периоды времени, когда жители чувствуют наибольший совокупный дискомфорт от воздействия транспорта. Временные окна ограничивают интервал, в котором грузовые транспортные средства допускаются во внутренние районы города (обычно этот интервал приходится на раннее утро).
Ограничения на транспортные средства применяются к таким параметрам, как высота, ширина, длина, масса, давление оси, тип двигателя, коэффициент нагрузки. Благодаря этому внутрь города допускаются транспортные средства, которые вызывают меньше вторжений.
Логистический подход к совершенствованию организации грузовых перевозок в городском сообщении базируется на идеи рассмотрения каждой отгрузки, компании и грузового автомобиля не в изоляции, а в качестве компонентов интегрированной логистической системы, которые должны быть оптимизированы. В основе этой идеи координация грузоотправителей и перевозчиков и консолидация перевозок различных грузоотправителей, перевозчиков и клиентов.
Об оптимизации (совершенствовании организации) можно будет говорить, если будет обеспечено снижение уровня загрязнения воздуха выбросами в атмосферу, уменьшение транспортного шума, повышение уровня общей безопасности, снижение использования территорий города для транспортной инфраструктуры.
В настоящее время политика городской логистики перевозок грузов, которая является популярным во многих странах Европы специфическим направлением общей логистики, основывается на следующих базовых аспектах:
- практика лучшего управления автомобильным парком, что находит отражение в повышении коэффициента загрузки грузовых автомобилей, следствием чего является минимизация порожних рейсов;
- рационализация перевозок грузов и регулирование дорожного движения путем применения таких методов, как введение платежей за дорожный проезд, установление пешеходных зон, ограничение размера грузового транспорта, который въезжает на городскую территорию и т. д.;
- координирование операций в области дорожного движения на всех уровнях города;
- широкое использование интермодальной инфраструктуры, которая предполагает использование разных видов транспорта, и нахождение специальных коридоров для перевозок грузов через территорию города;
- использование для грузовых перевозок экологически чистого транспорта.
Организация логистики перевозок грузов в городском сообщение может быть усовершенствована еще в результате проектирования и моделирования системы распределения товаров в городе, на которую, как правило, приходиться большая часть грузовых перевозок.