Транспортная организация - это юридическое лицо, основной вид деятельности которого связан с организацией перевозок грузов из пункта отправления (т.е. от грузоотправителя, клиента) в пункт назначения (т.е. к грузополучателю).
Общие сведения о деятельности транспортных организаций
Большая часть услуг, которая сегодня предлагается предпринимателями, имеет характер посредничества. Это же можно сказать и про транспортные организации. Их деятельность заключается в организации перевозки грузов, т.е. их физическом перемещении в пространстве из пункта отправления в пункт назначения или иными словами от грузоотправителя грузополучателю.
Транспортные организации обязуются перед своими клиентами, что быстро, своевременно, в целостности и сохранности перевезут переданный им груз. В свою очередь, клиенты должны оплатить услуги транспортной организации, благодаря чему ей будут возмещены транспортные издержки, а она сама получит прибыль.
Содержательно деятельность транспортной организации, т.е. оказание ей своим клиентам транспортных услуг, можно представить в виде нескольких этапов, которые последовательно осуществляются. В большинстве случаев имеют место следующие этапы:
- Обращение клиента в транспортную организацию и заключение договора;
- Прием транспортной организацией груза от клиента (грузоотправителя);
- Подготовка груза к перевозке;
- Погрузка груза в транспортное средство;
- Непосредственная транспортировка груза;
- Передача груза с одного вида транспорта на другой (в случае необходимости);
- Разгрузка транспортного средства;
- Складирование груза;
- Передача груза грузополучателю.
Деятельность транспортных организаций осуществляется в рыночной экономической среде, а сами организации являются коммерческими. Это означает, что в основе деятельности современной транспортной организации будет заложено функционирование следующих механизмов:
- Механизм конкуренции и ценообразования, благодаря которому транспортная организация адаптируется к новым ситуациям на рынке;
- Механизмы стимулирования, планирования, контроля и анализа хозяйственной деятельности;
- Механизм самофинансирования;
- Механизмы финансово-экономической деятельности (кредиты, налоги, льготы, дотации, пошлины и др.);
- Механизмы регулирования (нормативы, прогнозы, стандарты, правовые документы и др.).
Основными объектами деятельности транспортной организации выступают грузы, тара, упаковка, транспортные пути и узлы, подвижный состав, иные участники логистических процессов. Определение конфигурации связей между ними, выбор применяемых к ним методов воздействие во многом определяет сущность деятельности транспортной организации и ее результаты.
Основные пути совершенствования деятельности транспортных организаций
Совершенствование деятельности является одной из приоритетных задач, которую необходимо постоянно решать транспортной организации. От того, насколько часто и успешно будет решаться эта задача, зависит успешность транспортной организации (обычно выражается в категориях рентабельности и прибыльности) и удовлетворенность ее клиентов (прежде всего, относительно цены и качества оказанных транспортных услуг).
В настоящее время повышение эффективности деятельности транспортной организации, прежде всего, связано с техническим совершенствованием транспортных средств и вспомогательных машин, которые принимают непосредственное участие в совершении транспортировки грузов. Вывод о том, что деятельность транспортной организации усовершенствовалась, можно сделать в случае увеличения скорости перемещения подвижного состава, увеличения размеров партий транспортировки грузов, снижения простоев при выполнении погрузочно-разгрузочных операций и т.д.
Обеспечение рационального управления парком транспортных средств вынуждает регулировать их количество, т.е. приводить его в соответствие с имеющимися заказами. В связи с этим транспортная организация должна принять у себя отработанную практику арендовать или наоборот брать в аренду транспортные средства (приобретение и продажа считаются более долгими и затратными операциями).
В целях улучшения организации грузоперевозок транспортным организациям рекомендуется проводить мероприятия по повышению производительности подвижного состава, что найдет отражение в росте коэффициентов использования грузоподъёмности и пробега. В частности, применение прогрессивных норм расхода топливно-смазочных материалов позволит организовать строгий контроль по соблюдению режима экономии по расходованию материальных и денежных средств.
Перевозчикам необходимо улучшать организацию материально-технического снабжения, нормирования и планирования. Чтобы реализовать данные меры требуется ликвидация практики представления транспортными организациями завышенных заявок на материалы, запасные части и топливо (завоза их в явно завышенном количествах). В результате произойдёт замораживание излишних и ненужных материальных ценностей.
Верный учёт материалов и эффективная организация складского хозяйства сделают возможными определение и реализацию сверхнормативных и избыточных запасов материальных ценностей транспортной организации. Еще важным признаком совершенствования деятельности является ее своевременность (в части заключения контрактов, оказания услуги, проведения платежей, предъявления претензий и т.д.).
Одной из важнейших задач транспортной организации является экономия топлива. Она может быть достигнута в результате периодических проверок технического состояния транспортных средств, использования соответствующего транспорту топлива, контроля за перегревами и переохлаждениями двигателя, промывки и замены элементов двигательной системы и т.д.