Транспортная сеть - это устойчивая совокупность транспортных каналов, по которым осуществляются перевозки пассажиров, багажа, грузов.
Состояние транспортной сети страны
Важную роль в плане интенсификации экономического развития сегодня играет транспортная сеть страны. Транспортная сеть представляет собой устойчивую совокупность транспортных связей населенных пунктов, промышленных и иных объектов, по которым осуществляются грузовые и пассажирские перевозки.
Транспортная сеть Российской Федерации (как и любой другой страны) включает в свой состав множество различных объектов транспортной инфраструктуры. Данные объекты предназначены для организации движения при помощи разных видов транспорта. В частности, структура транспортной системы России в настоящее время представлена следующими видами транспорта:
- Железнодорожный транспорт - обеспечивая 44,4 % от общего грузооборота России, считается у нас в стране наиболее важным видом транспорта, который осуществляет грузовые и пассажирские перевозки по рельсам посредством механической тяги.
- Трубопроводный транспорт - представляет собой технологическую совокупность взаимосвязанных трубопроводов, по которым транспортируют природные ресурсы (в первую очередь, нефть и природный газ), из восточных регионов России в западные и далее за рубеж, обеспечивая 46,4 % от общего грузооборота.
- Автомобильный транспорт - используется для транспортировки тяжелых грузов в тех областях страны, где отсутствует железнодорожное сообщение, обеспечивая 4,6% от общего грузооборота.
- Морской транспорт - обеспечивает 0,6 % от общего грузооборота России, наиважнейшие морские порты страны располагаются в Санкт-Петербурге, Архангельске, Владивостоке, Находке.
- Речной транспорт - эксплуатируется на крупных реках, которые соединены между собой сетью каналов; наиболее крупные речные пути России расположены в Сибири и в северных регионах страны, поэтому речной транспорт получил наибольшее развитие именно там; обеспечивает 3,9 % от общего грузооборота.
- Авиационный транспорт - отличается самой высокой скоростью перевозок, но в то же самое время и самой высокой стоимостью, из-за чего его основная специализация связанна с пассажирскими перевозками, а перевозки грузов осуществляются в ограниченном количестве (обеспечивает 0,1 % от общего грузооборота).
Отсюда следует вывод, что более 90 % общего грузооборота в России обеспечивается за счет трубопроводного и железнодорожного транспорта. Это объясняется особенностями как структуры национальной экономики (большой удельный вес экспорта природных ресурсов), так и географического положения страны (ее площадью и протяженностью).
Особенности транспортной сети страны
Транспортную сеть России можно охарактеризовать путем перечисления ее специфических черт, которые преимущественно обусловлены географическими и историческими факторами:
- неравномерное развитие транспортной инфраструктуры, которая имеет низкую плотность по территории страны в сравнении с другими развитыми странами мира (в особенности, это касается регионов Сибири и Дальнего Востока, в то время как Европейская часть России отличается большой густотой путей сообщения);
- транспортная сеть страны построена по радиальной конфигурации с ориентацией на столичный транспортный узел, что обусловлено исторически сформировавшейся централизацией национальной экономики; Москва -это финансово-индустриальный центр и ядро потребительского рынка страны, но из-за этого московский транспортный узел перегружен, а между некоторыми периферийными регионами отсутствует прямая транспортная связь;
- транспортная инфраструктура России характеризуется низким качеством, что объясняется, прежде всего, недостаточным финансированием данной сферы;
- сильное влияние на транспортную сеть страны оказывает фактор сезонности, из-за которого в зимний период не эксплуатируются многие внутренние водные пути, большинство морских портов нуждается в ледокольной проводке и т.п.;
- недостаточно развит автомобильный транспорт, что связано с историческим преобладанием железнодорожного транспорта как основного способа перевозок во времена плановой экономики.
Кроме перечисленных особенностей, транспортная сеть России оказывает под воздействием крупных региональных и мировых тенденций. Причина этого - глобализация мировой экономики, в которую была встроена российская экономика в 1990-2000-е гг.
Развитие транспортной сети страны
Развитие транспортной сети является насущной потребностью общегосударственного значения. Ее удовлетворение необходимо для того, чтобы были расширены внешнеторговые связи страны, а также для обеспечения отлаженной коммуникации между всеми отраслями производства и регионами.
Транспортная сеть России преимущественно развивается на государственной основе. Именно государство выступает в качестве главного инициатора изменений в этой сфере - обновления транспортной инфраструктуры, строительства новых объектов и т. п.
Развитие транспортной сети страны происходит путем реализации государственных программ и национальных проектов. Они предполагают как бюджетное инвестирование, так и привлечение частных инвесторов через задействование механизма государственно-частного партнерства.
Органам государственной власти в России сейчас важно принять те нормативно-правовые акты, которые обеспечат доступность транспортных услуг. Кроме того, большое внимание нужно уделять принятию мер по сокращению неблагоприятного воздействия транспорта на окружающую среду и на улучшение системы транспортной безопасности в стране.
Еще одно важное направление развития транспортной сети России связано с обеспечением устойчивых транспортных связей в труднодоступных регионах страны.